Опубликовано в: Герценка: Вятские записки: [Научно-популярный альманах]. – Киров, 2006. – Вып. 10. – С. 110–118.

Первый вариант опубликован в: Генеалогический вестник. – СПб., 2006. – Вып. 25. – С. 33–42.

 

ПИСЬМЕННЫЕ   ИСТОЧНИКИ   ПО   ГЕНЕАЛОГИИ   ВЯТКИ[1]

 

 

- 110 -

 

В последние пятнадцать-двадцать лет интерес к генеалогии в России многократно возрос. Не является исключением и Вятка. Вятчане изучают родословные как свои собственные, так и известных земляков[2]. Количество таких исследований все увеличивается. Однако качество порой оставляет желать лучшего. Причиной является малое количество методической[3] и почти полное отсутствие источниковедческой литературы. Особенно это касается изучения генеалогии крестьянства[4]. До недавнего времени существовало мнение, что крестьяне вообще не могут и не должны иметь родословные. И сейчас среди обывателей считается, что изучать генеалогию крестьян незачем, ведь князей среди них не найдешь, и, кроме того, это чрезвычайно трудно, неперспективно и почти невозможно из-за отсутствия источниковой базы. Однако, как справедливо отмечает М.И. Крутихин, «семейная история крестьян, мещан, купцов и священнослужителей документирована в России нисколько не хуже, а иногда и лучше, чем у дворянства»[5]. В последнее время работы по источникам родословий крестьян, хотя и немногочисленные, стали появляться[6]. Но для Вятской земли такие исследования практически отсутствуют, поэтому приходится довольствоваться упоминаниями генеалогических источников в литературе, часто не имеющей к данной теме никакого отношения, а потому не дающей этим источникам исчерпывающей характеристики и нередко изобилующей ошибками. Данная статья призвана в какой-то мере восполнить этот пробел.

Поскольку главным населением Вятского края являлись крестьяне, генеалогические источники здесь в основном традиционны для данной группы населения. Для XVI–XVII вв. это писцовые, переписные и дозорные книги; для XVIII–XIX вв. – ревизские сказки, метрические книги и исповедные росписи[7].

Писцовые, переписные и дозорные книги[8] хранятся в РГАДА в основном в фонде поместного приказа[9]. Несмотря на то, что существуют опубликованные описи[10], на рассмотрении этих источников стоит остановиться несколько подробнее. Известно, что существовали писцовые и дозорные книги Вятской земли XVI в.[11], однако до нашего времени, к

 

- 111 -

 

сожалению, они не дошли[12]. Сохранилась только дозорная книга стана Вобловичи Слободского уезда 1595/96 гг.[13] Первая сохранившаяся дозорная книга всех вятских уездов была составлена в 7123 (1614/15) г. воеводами Федором Андреевичем Звенигородским, Василием Терентьевичем Жемчужниковым и дьяком Михаилом Ординцовым[14]. К сожалению, этот бесценный источник до сих пор полностью не опубликован. Имеются только публикации отдельных его фрагментов[15]. Следующая дозорная книга не положенных в оброк деревень Хлыновского и Орловского уездов 7125–7128 (1616–1620) гг. письма и дозору Федора Михайловича Зубова и Леонтья Софонова[16] не привлекла особого внимания исследователей[17]. Наибольший интерес вызвали последние писцовые книги 1628–1629 гг.[18] Они были опубликованы практически полностью[19]. Для генеалогических исследований важным связующим звеном являются переписные книги 7154 (1645/46) г. переписи Василия Петровича Отяева и Саввы Ищеина[20]. Данная перепись тем более важна, что до нашего времени не дошла следующая перепись 1654 г. Тимофея Федоровича Караулова[21]. Однако опубликованы были только данные по г. Хлынову и местным инородцам[22]. В 7170 (1661/62) г. Иванисом Михайловичем Кайсаровым была составлена дозорная книга всех вятских дворов, поставленных после переписи 1646 г.[23], а в 7179 (1670/71) г. при воеводе Венедикте Борисовиче Змееве были переписаны пустые дворы в Хлынове, Котельниче и Орлове с уездами[24]. Очень объемной и подробной является перепись 7186 (1677/78) г. Михаила Петровича Воейкова и подъячего Федора Прокофьева[25]. Опубликованы переписи по г. Хлынову, Котельничскому, Орловскому уездам и татарским, бесермянским и удмуртским поселениям[26]. Следующие переписи относятся уже к началу XVIII в. В 1706 г. перепись половников и подворников проводили бурмистры[27]. В 1710 г. стольник Степан Данилович Траханиотов переписал все вятские уезды[28]. Эта перепись важна тем, что в ней впервые в исчерпывающем объеме были указаны женщины. Данные по г. Хлынову опубликованы[29]. И, наконец, последние переписные книги, составленные ландратами князем Яковом Ивановичем Вяземским в 1716 г.[30] и Иваном Мироновичем Кологривовым в 1717 г.[31], являются, по сути, подготовкой к проведению первой ревизии.

Одним из генеалогических источников XVII в. служат отказные книги. В РГАДА хранятся отказные книги на вотчины Хлыновского Успенского Трифонова монастыря за период 1611–1676 гг.[32], опубликованы отказные книги на Котельничский Предтеченский монастырь и Бобинский стан 7166 (1657/58) г.[33]

Дополнительным источником по генеалогии вятского крестьянства первой половины XVII в. являются оброчные книги[34]. К сожалению, этот источник пока остается очень мало востребованным исследователями и привлекался только кировским историком В.В. Низовым, в первую очередь, для генеалогических разысканий[35].

Следующим по времени важным генеалогическим источником являются ревизии податного населения. Всего было проведено десять ревизий на протяжении почти полутора столетий. Материалы первых трех ревизий по Вятской провинции хранятся в РГАДА[36]. Первая ревизия была наиболее длительной, на-

 

- 112 -

 

чалась в 1719 г. и продолжалась фактически до 1727 г. Кроме ревизских сказок составлялись дополнительные, уточняющие, пополнительные ревизии, а в 1727 г. – ревизия умерших и вновь родившихся за прошедшие десять лет[37]. Одна из последних книг сохранилась в ГАКО[38]. Кроме того, в 1721 г. при воеводе Василии Ивановиче Чаадаеве была составлена переписная книга г. Хлынова[39]. Следующие ревизии также проводились в течение нескольких лет: вторая – в 1744–1748 гг.[40]; третья – в 1762–1764 гг.[41] Результаты проведения всех остальных ревизий, начиная с пятой, в период с 1795 по 1859 гг. находятся в ГАКО[42]. По четвертой ревизии в ГАКО сохранились лишь отдельные книги.

Наиболее массовым и важным для генеалогов письменным источником XVIII – начала XX вв. являются церковные метрические книги[43]. Основная их часть хранится в ГАКО в фонде Вятской духовной консистории (ВДК)[44]. Первые сохранившиеся вятские метрические книги датируются 1724 г., но они содержат только отдельные приходы Вятской провинции[45]. По большинству приходов метрические книги имеются начиная с 1749 г. Они описаны в трех описях: оп. 75 – книги за 1735–1848 гг.; оп. 73 – книги за 1849–1865 гг.; оп. 226 – книги за 1883–1918 гг.[46] Большинство метрических книг в ГАКО являются консисторским экземпляром, но встречаются и приходские, и черновые. Первый по времени черновой экземпляр принадлежал Покровской церкви г. Хлынова и содержит записи за 1751–1806 гг.[47] К сожалению, имеется «зияющий провал в вятских метриках за 1866–1882 годы», которые были уничтожены, вероятнее всего, в 1929 г.[48] Частично положение исправлено сбором приходских метрических книг этого периода в районных ЗАГСах.

Еще одним массовым источником, хранящимся в ГАКО в фонде ВДК, позволяющим определить близкие родственные связи, являются исповедные росписи. Они сохранились с 1749 по 1829 гг.[49], но по отдельным церквам доходят даже до начала XX в.

Существует множество других письменных источников, способствующих составлению родословных – менее многочисленных и более специфичных. Одним из них являются синодики или помянники вятских церквей. Этот источник еще очень мало изучен[50] и почти не используется исследователями[51]. В настоящее время известно местонахождение одиннадцати вятских синодиков. Большинство из них (пять) хранится в Кировской областной библиотеке им. А.И. Герцена, четыре – в Кировском областном краеведческом музее, один – в Кировском областном художественном музее им. В.М. и А.М. Васнецовых[52] и один – в библиотеке РАН[53].

Другие группы населения Вятского края, церковнослужители и купцы, были тесно связаны с крестьянством, поэтому все перечисленные выше источники могут быть применимы и к ним. Но для них существуют и специфические источники. Для церковнослужителей это клировые ведомости[54]. В ГАКО сохранились ведомости с 1741 по 1915 гг.[55], а по отдельным церквам – даже советского периода. История вятского купечества в последние пятнадцать–двадцать лет изучается особенно пристально, о чем свидетельствуют многочисленные статьи и книги[56]. Для генеалогов полезной станет статья М.С. Судовикова, в которой ука-

 

- 113 -

 

зано большое количество дел ГАКО, связанных с вятским купечеством, причем приводятся полные названия дел и дается их краткая аннотация[57].

В настоящей статье по XVII в. мной сознательно не указаны источники для южных уездов Вятской губернии[58]. Чтобы определить место проживания своих предков, необходимо четко знать административно-территориальное деление Российских земель в различные эпохи и историю возникновения населенных пунктов[59]. Кроме того, данные топонимики могут помочь проследить пути миграции разыскиваемых предков[60]. Известно, что в XVII в. Царево-Санчурск, Малмыж, Уржум, Кукарка, Яранск, Елабуга, Сарапул тяготели к Казани, поэтому для указанного времени по этим территориям необходимо использовать другие письменные источники. Вятчанами являлись только жители Хлыновского, Котельничского, Орловского, Слободского и Шестаковского уездов. Деление на вятчан и «невятчан» сохранялось даже еще в начале XX в. Известный этнограф Д.К. Зеленин отмечал, что «вятчане, с одной стороны, и “жители Вятской губернии”, с другой, – это понятия совершенно различные и ничуть не совпадающие одно с другим»[61]. Поэтому «едва не половина русского населения Вятской губернии не считает себя вятчанами»[62].

В заключение хочется отметить, что составление родового древа не должно являться самоцелью. Как писал священник Павел Флоренский, «найти какой-нибудь год или имя – целое открытие; получить документ или выписку – большая радость. … Но “почитание родителей” должно выражаться конкретно прежде всего в стремлении узнать их»[63]. Необходимо изучать историю своего рода, интересоваться, какими были наши предки, о чем они думали, чем и как жили. В ГАКО есть очень ценный источник – сборник анкетных сведений о приходах Вятской епархии, собранный Вятским губернским статистическим комитетом в 1882 г.[64] В анкетах содержится информация «о истории и жителях приходов, с указанием вероисповеданий и народностей, описанием быта и нравов, характерных поверий, обрядов и заклинаний. … дано описание природно-климатических особенностей …, указывается плодородие земли и какие сорта хлеба высеваются, какие развиваются ремесла и отхожие промыслы»[65], то есть дается описание практически всех сторон жизни местных прихожан.

Все указанные письменные источники, без сомнения, будут способствовать построению генеалогического древа вашего рода в глубь веков и изучению его истории. Совершенно прав Павел Флоренский, написавший: «Быть без чувства живой связи с дедами и прадедами – это значит не иметь себе точек опоры в истории»[66].

 



Примечания

 

[1] Выражаю глубокую благодарность В.А. Любимову за ценные советы и замечания по содержанию данной статьи.

[2] См.: Судовиков М.С. К вопросу об изучении вятских родословных // Петряевские чтения-95: тез. докл. к чтениям. – Киров (Вятка), 1995. – С. 56.

[3] Но она все же есть. См., например: Онучин А.Н. Твое родословное древо: практ. пособие по составлению родословной. – Пермь, 1992; Где твои корни?: пособие по составлению родословной. / сост. Н.И. Юртаев. – Барнаул, 1997; Бронников И.В. Родословная хрестоматия. (Из опыта построения родословной) // Кольский родословец. – Мурманск, 2000. – Вып. I. Необходимо отме-

 

- 114 -

 

тить, что в последнее время появилось достаточно много рекомендаций по составлению родословной в Интернете на различных российских генеалогических сайтах.

[4] См.: Прохоров М.Ф. Генеалогия крестьян в отечественной историографии // Вспомогательные исторические дисциплины: Специальные функции и гуманитарные перспективы: тез. докл. и сообщ. науч. конф. Москва, 1–2 февр. 2001 г. – М., 2001. – С. 87–89. Совсем недавно появилась одна работа методического характера: Мотков С.И. С чего начать составление крестьянской родословной? // Отечество. – М., 2005. – № 2 (март-апрель).

[5] Крутихин М.И. Поиск пропавших предков. [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые данные. Режим доступа:  http://www.mtu-net.ru/rrr/Russian.htm

[6] Мосин А.Г., Коновалов Ю.В. Источники родословий уральских крестьян // Уральская родословная книга: Крестьянские фамилии. – Екатеринбург, 2000. – С. 313–316; Антонов Д.Н., Антонова И.А. Источники генеалогических реконструкций крестьянских семей (на примере Ясной Поляны) // Источники по истории русской усадебной культуры. РГГУ и Общество изучения русской усадьбы. – Ясная Поляна; М., 1997.

[7] В настоящей статье не рассматривается характер и содержание указанных источников. Подробно о каждом из них см., например: Мосин А.Г., Коновалов Ю.В. Указ. соч. – С. 313–316; Антонов Д.Н., Антонова И.А. Указ. соч.; Мусихин В.Е. Источниковая база для описания СП (сельских поселений. – А.М.) в феодальный период // Мусихин В.Е. Вятская деревня: история и современность. Учебно-методическое пособие для учителей и студентов / 2-е изд., доп. – Киров, 1996. – С. 18–20. Ниже также приводится библиография по отдельным видам разбираемых письменных источников.

[8] Мерзон А.Ц. Писцовые и переписные книги XV–XVII веков. – М., 1956; Зенченко М.Ю. Материалы поземельных описаний Русского Севера XVI–XVII вв. // Писцовые книги Русского Севера / сост. Н.П. Воскобойникова, В.Ю. Беликов, Н.Ф. Демидова, М.Ю. Зенченко, Г.А. Иванова. – М., 2001. – Вып. 1. – С. 3–33.

[9] В Государственном архиве Кировской области (ГАКО) в фонде Вятской ученой архивной комиссии (ВУАК) хранятся копии некоторых писцовых и переписных книг, опубликованных в «Трудах Вятской ученой архивной комиссии» (ТВУАК): ГАКО. – Ф. 170. – Оп. 1. – Д. 41, 43, 44, 45, 48, 50, 51. О фонде ВУАК см.: Комарова Е.Г. Обзор фонда «Вятской губернской ученой архивной комиссии» Государственного архива Кировской области // История и культура Волго-Вятского края: (к 90-летию ВУАК): тез. докл. и сообщ. межрегион. науч. конф., Киров, 18–20 окт. 1994 г. – Киров, 1994. – С. 160–162.

[10] Описание книг писцовых, переписных, дозорных, перечневых, платежных и межевых // Описание документов и бумаг, хранящихся в московском архиве министерства юстиции. – СПб., 1869. – Кн. 1; Дополнительная опись книг писцовых, переписных, дозорных, перечневых, платежных и межевых // Там же. – СПб., 1872. – Кн. 2; Дополнительная опись книгам писцовым, межевым и переписным, хранящимся в Московском архиве министерства юстиции // Там же. – СПб., 1888. – Кн. 5. – Отд. 2. – С. 149–152; Писцовые книги Русского Севера…

[11] До 1542 г. Слободской уезд описывал подьячий Хомяк, а до этого Вятскую землю описали «большие писцы», известно о вятской писцовой книге Никиты Яхонтова и Богдана Григорьева, составленной до 1580 г.; о писцовой книге письма и дозору Богдана Григорьева и подьячего Саввы Григорьева 7098 (1589/90) г.; о дозорных книгах Василия Овцына и Федора Рязанцева 7103 (1594/95) г.

[12] Также не дошли до нашего времени дозорные книги князя Михаила Федоровича Ухтомского и подьячего Василия Иванова 7118 (1609/10) г.

[13] Шумаков С.А. Сотницы, грамоты и записи. Вып. 5. //  ЧОИДР. – М., 1909. – Кн. 4. – С. 50–62. Отдельный оттиск (М., 1910). Перепечатано: Слободской (1595–1596 гг.). Дозорныя книги Хлыновскаго городоваго прикащика Федора Резанцева Слободского уезда стану Вобловичам Трифонова монастыря // ТВУАК. – Вятка, 1910. – Вып. 2–3. – Отд. 3. – С. 103–115.

[14] РГАДА. – Ф. 1209. Поместный приказ. – Кн. 1029; Там же. – Оп. 1. – Ч. 3. – Кн. 12. В Кировском областном краеведческом музее имеются копии микрофильмов этой дозорной книги: КОМК. – № 13632/1–3. Чистовой экземпляр

 

- 115 -

 

хранится в С.-Петербурге: РНБ. – Q.IV.256. Здесь и далее по возможности указываются только подлинники писцового делопроизводства. Подробно о списках, копиях, выписках из них см.: Писцовые книги Русского Севера. – С. 164–249.

[15] Вятка: Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М., 1887. – С. 1–7 (только г. Хлынов); Город Хлынов в 1615 году по Дозорной книге кн. Ф.А. Звенигородского / послесл. А.С. Верещагина // ТВУАК. – Вятка, 1906. – Вып. 3–4. – Отд. 3. – С. 1–34; Церковные и монастырские земли на Вятке по Дозорной книге князя Ф.А. Звенигородского 1615 г. // ТВУАК. – Вятка, 1905. – Вып. 5–6. – Отд. 3. – С. 197–210; Документы по истории Удмуртии XV–XVII веков / сост. П.Н. Луппов. – Ижевск, 1958. – С. 179–195 (данные по удмуртам, татарам и бесермянам); Погост Усть-Чепецкий Хлыновского уезда (выпись из дозорных книг вятских городов и уездов 1615 года) / публ. В.В. Низова // Усть-Чепца в прошлом и настоящем (к 90-летию со дня рождения А.М. Перевощикова): тез. докл. и сообщ. II науч. конф. – Кирово-Чепецк, 1995. – С. 13–14; Дозорная книга посадов и тяглых деревень вятских городов и уездов… 1614/15 г. (фрагмент) // Любимов В.А. Старая Вятка. Квартал за кварталом. Первая часть. Начало. – Киров, 2004. – С. 371–400 (Спенцынский стан Хлыновского уезда). Надо иметь в виду, что публикации XIX – начала XX вв. изобилуют множеством ошибок в передаче фамилий и географических названий, что обусловлено неправильным прочтением первоисточников и ошибками при их переписке. Поэтому использовать данные публикации необходимо крайне осторожно.

[16] РГАДА. – Ф. 1209. – Кн. 1059.

[17] Ее использовали только М.А. Мацук и В.В. Низов: Мацук М.А. Посошное налогообложение Вятских уездов в XVII в.: эволюция и эксперимент правительства // История и культура Волго-Вятского края… – С. 125; Низов В.В. «Волостные» и «земские люди» Балезины в середине XVI – начале XVII в. // Вятская земля в прошлом и настоящем: материалы III науч. конф., посвящ. 50-летию Победы в Великой Отечественной войне: в 5 т. – Киров, 1995. – Т. 1. – С. 21.

[18] РГАДА. – Ф. 1209. – Кн. 89, 90.

[19] Вятка: Материалы для истории города… – С. 7–17; Хлынов (Вятка). Писцовая книга 1628 года (Афанасия Михайловича Толочанова и подьячего Андрея Иевлева) // ТВУАК. – Вятка, 1913. – Вып. 3–4. – Отд. 3. – С. 1–34; Писцовая книга 1629 года Хлыновского уезда. Письма и меры Оф. Толочанова да подъячего Андр. Иевлева / сообщ. А.А. Спицын // Там же. – Вятка, 1914. – Вып. 1. – Отд. 2. – С. I–II, 1–216; Писцовая книга города Котельнича писца Афонасья Толочанова да подъячего Андрея Иевлева тяглым дворам за справою городу Котелничу 137 (1629) г. // Там же. – Вятка, 1909. – Вып. 1. – Отд. 2. – С. I–II, 1–41; Книга писцовая Орлова города с уездом 137 (1629) года / сообщ. А.А. Спицын // Там же. – Вятка, 1909. – Вып. 2–3. – Отд. 2. – С. I–VII, 1–106; Книги Котельницкого уезда деревням и починкам и займищам и всяким угодьям оброчные 137 (1629) году писца Афонасья Толочанова да подъячего Андрея Иевлева // Там же. – С. 1–68 (2-я паг.); Слободской город и посад. По книге писма и меры Ивана Борисовича Доможирова да подъячего Ивана Кокушкина 7137 (1629) года / сообщ. Г.А. Замятин // Там же. – Вятка, 1907. – Вып. 1. – Отд. 2. – С. 1–59; Книга Вяцких пригородков Слобоцкого да Шестакова посадов и уездов письма и меры Ивана Борисовича Доможирова да подъячего Ивана Кокушкина. 137 (1629) года // Там же. – Вятка, 1916. – Вып. 3–4. – Отд. 2. – С. I–XXXVII, 1–346; Документы по истории Удмуртии… – С. 195–207 (данные по удмуртам, татарам и бесермянам).

[20] РГАДА. – Ф. 1209. – Кн. 518, 519, 321; Там же. – Ф. 137. Боярские и городовые книги. – Орлов. – № 1.

[21] Переписные книги Караулова хранились в Вятском Троицком Кафедральном соборе еще в начале XIX в., когда А.И. Вештомов сделал с них выписку итогов переписи. (Вештомов А.И. История вятчан со времени поселения их при реке Вятке до открытия в сей стране наместничества, или с 1181 по 1781-й год чрез 600 лет / Сочиненная ... Александром Вештомовым в 1807 и 808 годах. – Казань, 1907. – С. 84–93).

 

- 116 -

 

[22] Вятка: Материалы для истории города… – С. 17–38; Документы по истории Удмуртии… – С. 207–246 (данные по удмуртам, татарам и бесермянам).

[23] РГАДА. – Ф. 1209. – Оп.1. – Ч. 3. – Кн. 54.

[24] РГАДА. – Ф. 137. – Вятка. – № 6. – Ч. 1–2. Об этой книге см.: Тинский А.Г. Улицы. Площади. Дома. Вятка. Страницы истории. – Киров, 1999. – С. 6–10.

[25] РГАДА. – Ф. 1209. – Кн. 339, 340, 520, 521.

[26] Вятка: Материалы для истории города… – С. 38–57; Переписная книга церковных посадских дворов города Котельнича и дворов в волостях тяглаго и оброчнаго стана, переписи Михайла Петровича Воейкова и подъячего Федора Прокофьева 186 (1678) года // ТВУАК. – Вятка, 1910. – Вып. 2–3. – Отд. 2. – С. 1–151; Переписная книга посадских дворов города Орлова, тяглых и оброчных деревень и дворов в волостях переписи Михаила Петровича Воейкова и подъячего Феодора Прокофьева 186 (1678) года / сообщ. А.А. Спицын; послесл. В.Д. Емельянова // ТВУАК. – Вятка, 1910. – Вып. 1. – Отд. 3. – С. 1–123; Документы по истории Удмуртии… – С. 206, 263–330 (данные по удмуртам, татарам и бесермянам).

[27] РГАДА. – Ф. 1209. – Кн. 1060, 1079, 1096, 1097.

[28] Там же. – Кн. 1034, 1098; Там же. – Ф. 214. Сибирский приказ. – Оп. 1. – Д. 1149.

[29] Вятка: Материалы для истории города… – С. 57–95. Имеются отдельные выписки по Котельничскому, Слободскому и Хлыновскому уездам на сайте www.genealogia.ru , выполненные В. Могильниковым и, частично, мной.

[30] РГАДА. – Ф. 214. – Оп. 1. – Д. 1595. Опубликовано окончание переписи по г. Хлынову: Переписная (ландратская) книга г. Хлынова 1716 года (окончание) // Любимов В.А. Старая Вятка. – С. 353–370.

[31] РГАДА. – Ф. 1209. – Кн. 1099, 1100, 1101. Опубликована начальная часть переписи по г. Хлынову: Вятка: Материалы для истории города… – С. 95–117.

[32] РГАДА. – Ф. 1209. – Кн. 154.

[33] Отказные книги в Вятский Архиерейский дом на Котельнический Предтеченский монастырь и Бобинский стан, 7166 (1658) года / публ., предисл. и послесл. А.С. Верещагина // ТВУАК. – Вятка, 1908. – Вып. 2. – Отд. 2. – С. 1–60.

[34] Основная часть оброчных книг находится в: РГАДА. – Ф. 1113. – Оп. 1. Три книги, 7123 (1614/15), 7130 (1621/22) и 7131 (1622/23) гг. находятся в: РГАДА. – Ф. 1209. – Кн. 1030, 1031, 1032.

[35] Низов В.В. 1) «Волостные» и «земские люди» Балезины… – С. 19–24; 2) Вятские торговые люди Балезины в первой половине XVII в. // Там же. – С. 24–34; 3) Погост Усть-Чепецкий в начале XVII века // Усть-Чепца в прошлом и настоящем… – С. 7–12; 4) Социальные выступления в Слободском уезде в начале XVII века // Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера (К 450-летию Преподобного Трифона, Вятского Чудотворца). Материалы науч. конф. / отв. ред. В.В. Низов. – Киров, 1996. – Т. 2. – С. 330–347.

[36] РГАДА. – Ф. 350. Ландратские книги, ревизские сказки. – Оп. 2. К сожалению, многие из ревизских книг находятся в ветхом состоянии и не выдаются посетителям.

[37] Опубликованы ревизская сказка 1724 г. по г. Хлынову и сказка выбывшим после первой ревизии 1727 г., также по г. Хлынову: Вятка: Материалы для истории города… – С. 142–170.

[38] ГАКО. – Ф. 170. – Оп. 1. – Д. 133-а. (Ревизские сказки Хлыновского и небольшой части Орловского уездов всех умерших, увечных и дряхлых, вновь рожденных с 1717 по 1727 годы).

[39] РГАДА. – Ф. 1209. – Кн. 1102. Опубликована: Вятка: Материалы для истории города… – С. 117–142.

[40] Опубликована переписная книга второй ревизии 1747 г. по г. Хлынову: Вятка: Материалы для истории города… – С. 170–188.

[41] Опубликованы ревизские сказки по г. Хлынову за 1764 г.: Вятка: Материалы для истории города… – С. 188–249. В Кирове хранятся несколько книг третьей ревизии, в том числе по Слободскому уезду за 1762 г.: ГАКО. – Ф. 170. – Оп. 1. – Д. 133-б.

[42] ГАКО. – Ф. 176. – Оп. 2.

[43] Антонов Д.Н., Антонова И.А. Метрические книги: время собирать камни // Отечественные архивы. – М., 1996. – № 4. – С. 15–28; № 5. – С. 29–42.

 

- 117 -

 

[44] ГАКО. – Ф. 237. Бердинских В.А. 1) Фонд Вятской духовной консистории как исторический источник // Вятская земля в прошлом и настоящем: Материалы III науч. конф. – Т. 1. – С. 88–89; 2) Что можно найти в архиве? // Занимательное краеведение: вятский сундук (пособие для учителя). – Киров, 1996. – С. 58–65.

[45] Земцова Г.А. Государственный архив Кировской области // Кольский родословец. – Мурманск, 2000. – Вып. I.

[46] В настоящее время служащими ГАКО выполнена огромная кропотливая работа по подробному описанию всех метрических книг до 1865 г., где перечислены названия сел и деревень «в алфавитном порядке с указанием уезда или округи, затем следует название церкви, затем в хронологическом порядке указаны годы, за которые имеются метрические записи по данной церкви» с указанием листов, что существенно облегчает работу с метриками, многие из которых (особенно ранние) содержат более тысячи листов. (Земцова Г.А. Государственный архив Кировской области…).

[47] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 75. – Д. 5.

[48] Любимов В.А. Старая Вятка. – С. 144; Антонов Д.Н., Антонова И.А. Метрические книги… – № 5. – С. 41–42 (примеч. 60).

[49] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 71.

[50] В последнее время о вятских синодиках появилось только две работы описательного характера: Сазанова Е.Г. Вятский Синодик // Герценка: Вятские записки: (Науч.-попул. альм.). – Киров, 2001. – Вып. 2. – С. 96–98; Лобанова М.А. Синодик Вятского Успенского Трифонова монастыря // Слободской и слобожане. Материалы 5-й науч.-практ. конф.: Сб. – Слободской, 2003. – С. 70–72.

[51] До 1917 г. синодики для исторических и генеалогических разысканий использовал только А.С. Верещагин: Верещагин А.С. 1) Заметка по поводу статей Рычкова и Хитрово // Календарь Вятской губернии на 1893 год. – Вятка, 1892. – С. 335–336; 2) Хлынов старше или Хлыново? // К истории древнего Хлынова. – Вятка, 1904. – С. 5–7; 3) Времянник еже нарицается Летописец Российских Князей, како начася в Российской земли княжение и грады утвердишася. Вкратце написано // ТВУАК. – Вятка, 1905. – Вып. II. – Отд. II. – С. 92 (примеч. 1). Также был опубликован небольшой фрагмент одного из синодиков: Из Синодика 1700 года Слободского Преображенского собора. Род Петра да Стефана Иродионовых детей Рязанцавых // ТВУАК. – Вятка, 1913. – Вып. I–II. – Отд. I. – С. 346. В советское время синодики не использовались вообще. В настоящее время их использовали В.В. Низов для своих исторических исследований и Д.К. Уо для генеалогической реконструкции: Низов В.В. 1) Древнейшие известия о Вятском городе Слободском // Материалы I науч.-практ. конф., посвященной 490-летию первого упоминания о городе Слободском в актовых источниках. – Слободской, 1995. – С. 5; 2) Проблемы этнокультурной истории вятских народов в эпоху средневековья // Энциклопедия земли Вятской (ЭЗВ). – Т. 8. Этнография, фольклор. – Киров, 1998. – С. 77; 3) Ушкуйник Афанасий Никитин // Герценка: Вятские записки: (Науч.-попул. альм.). – Киров, 2002. – Вып. 3. – С. 84–87; Уо Д.К. История одной книги: Вятка и «не-современность» в русской культуре Петровского времени. – СПб., 2003. – С. 223–224. И, наконец, мной недавно было предпринято генеалогическое исследование с привлечением большинства известных вятских синодиков: Мусихин А.Л. Родословие вятского книжника Семена Попова по записям в вятских синодиках (вт.пол. XVII – нач. XVIII в.) // Материалы III-й Уральской родоведческой науч.-практ. конф., ноябрь 2003 г. – Екатеринбург, 2006. (в печати).

[52] Почти все синодики, находящиеся в Кирове, описаны: Кудрявцев И.М., Шлихтер Б.А., Щапов Я.Н. Археографические поездки Отдела рукописей Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина в 1953–1956 годах // Археографический ежегодник за 1957 г. – М., 1958. – С. 285 (№ 9–13), 293 (№ 4, 5), 294 (№ 4). Два, хранящиеся в краеведческом музее, Уржумского собора (сохранился не полностью, времен Петра I) и Софийской церкви села Вохма (перв. пол. XVIII в.), не описаны. Благодарю В.А. Любимова за сообщение сведений об этих синодиках.

 

- 118 -

 

[53] ОРРКиК БАН. – Ф. 74. – Оп. 1. – Д. 152.

[54] Титова Т.А. Клировые ведомости как исторический источник // Религия и церковь в культурно-историческом развитии… – Т. 1. – С. 480–483.

[55] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 70.

[56] См.: Вятское предпринимательство: история и персоналии. Библиографический указатель / сост. Г.Д. Скальная; науч. ред.  М.С. Судовиков; ред. Н.П. Гурьянова. – Киров, 2003.

[57] Судовиков М.С. История купечества Вятского края в документах Государственного архива Кировской области (1780–1927 гг.) // Вятское предпринимательство: история и персоналии. – С. 150–166.

[58] В ТВУАК можно найти достаточно много материалов по генеалогии южных вятских уездов. См.: Чудова Г.Ф., Колупаева В.Н. Указатель содержания «Трудов Вятской ученой архивной комиссии» 1905–1917 гг. – Киров, 1993. См. также: Андреянов А.А. Архивные источники по истории ясачной деревни // История и культура Волго-Вятского края… – С. 129–132; Обухова Г.И. Обывательская книга 1787 года, как источник по истории города Сарапула // Там же. – С. 141–143; Половинкин Н.С. Источники по истории дворцовых крестьян в материалах «Трудов Вятской ученой архивной комиссии» // Там же. – С. 162–163; Айплатов Г.Н. 1) Из переписной книги 1747 года // Уржумская старина. – Уржум, 1991. – Ноябрь–декабрь. – С. 13–18; 2) «Строельная книга» Царевосанчурского уезда 1650 г. // Религия и церковь в культурно-историческом развитии… – Т. 2. – С. 355–358.

[59] Для изучения Вятской земли поможет следующая литература: Писцовые книги Русского Севера. – С. 250–251; Судовиков М.С. Административно-территориальное деление. Население // Вятский край на рубеже тысячелетий. История и современность. Историко-статистический сборник. – Киров, 2002. – С. 10–13; Вятская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859–1873 годов. – СПб., 1876. – Т. 10; ГАКО. – Ф. 1404. – Оп. 1. – Д. 5 (Настольная книга о церквях и духовенстве Вятской епархии / Сост. В. Шабалин. – Вятка, 1909. – Рукопись); Кибардин Н.В., Шабалин В.И. Вятская епархия. Историко-географическое статистическое описание. (С картою Вятской губернии). – Вятка, 1912; Луппов П.Н. История вятских сел // ЭЗВ. – Киров, 1995. – Т. 4. История. – С. 138–182; Шиляева Р.С. Из истории возникновения сел Вятского уезда в XVII–XVIII вв. // Кирово-Чепецкий район в прошлом и настоящем. Тез. докл. и сообщ. науч. конф. – Кирово-Чепецк, 1996. – С. 14–17; ЭЗВ. – Киров, 2002. – Т. 1. Кн. 2. Села. Деревни.

[61] Зеленин Д.К. Великорусские народные присловья как материал для этнографии // Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901–1913 / вступ. ст. Н.И. Толстого; сост. А.Л. Топоркова; подготовка текста Т.А. Агапкиной; комм. Т.А. Агапкиной, Л.Н. Виноградовой и др. – М., 1994. – С. 55.

[62] Зеленин Д.К. Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии. (Этнографический и историко-литературный очерк) // Там же. – С. 59–104; Семибратов В.К. Вятские: какие они есть. Общее и особенное // Вятка: Краеведческий сборник / сост. Г.П. Зонова. – Киров, 1991. – Вып. 9. – С. 37–57.

[63] Флоренский Павел, свящ. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание / сост. игумен Андроник (Трубачев), М.С. Трубачева, Т.В. Флоренская, П.В. Флоренский. Предисл. и комм. игумена Андроника (Трубачева). – М., 1992. – С. 282.

[64] ГАКО. – Ф. 574. – Оп. 1. – Д. 950/1-оц – 950/11-оц.

[65] Воробьева И.С. Сведения о приходах как источник информации о вятском характере // Религия и церковь в культурно-историческом развитии… – Т. 1. – С. 483–485; Шиляева Р.С. Социальный портрет вятского крестьянина (по сведениям о приходах Вятской епархии) последней четверти XIX века // ЭЗВ. – Т. 8. – С. 231–234.

[66] Флоренский Павел, свящ. Детям моим… – С. 26.



Hosted by uCoz