Опубликовано в: Герценка:
Вятские записки: [Научно-популярный альманах]. – Киров, 2006. – Вып. 10. – С. 110–118.
Первый
вариант опубликован в: Генеалогический вестник. – СПб., 2006. – Вып. 25. – С. 33–42.
ПИСЬМЕННЫЕ
ИСТОЧНИКИ ПО ГЕНЕАЛОГИИ
ВЯТКИ[1]
- 110 -
В последние пятнадцать-двадцать лет интерес к генеалогии
в России многократно возрос. Не является исключением и Вятка. Вятчане изучают
родословные как свои собственные, так и известных земляков[2].
Количество таких исследований все увеличивается. Однако качество порой
оставляет желать лучшего. Причиной является малое количество методической[3] и почти полное отсутствие источниковедческой
литературы. Особенно это касается изучения генеалогии крестьянства[4]. До недавнего времени существовало
мнение, что крестьяне вообще не могут и не должны иметь родословные. И сейчас
среди обывателей считается, что изучать генеалогию крестьян незачем, ведь
князей среди них не найдешь, и, кроме того, это чрезвычайно трудно,
неперспективно и почти невозможно из-за отсутствия источниковой базы. Однако,
как справедливо отмечает М.И. Крутихин, «семейная история крестьян, мещан,
купцов и священнослужителей документирована в России нисколько не хуже, а
иногда и лучше, чем у дворянства»[5]. В последнее время работы по источникам
родословий крестьян, хотя и немногочисленные, стали появляться[6]. Но для Вятской земли такие исследования
практически отсутствуют, поэтому приходится довольствоваться упоминаниями
генеалогических источников в литературе, часто не имеющей к данной теме
никакого отношения, а потому не дающей этим источникам исчерпывающей
характеристики и нередко изобилующей ошибками. Данная статья призвана в
какой-то мере восполнить этот пробел.
Поскольку главным населением Вятского края
являлись крестьяне, генеалогические источники здесь в основном традиционны для
данной группы населения. Для XVI–XVII вв. это писцовые, переписные и дозорные
книги; для XVIII–XIX вв. – ревизские сказки, метрические книги и исповедные
росписи[7].
Писцовые, переписные и дозорные книги[8] хранятся в РГАДА в основном в фонде
поместного приказа[9]. Несмотря на то, что существуют опубликованные
описи[10], на рассмотрении этих источников стоит
остановиться несколько подробнее. Известно, что существовали писцовые и
дозорные книги Вятской земли XVI в.[11],
однако до нашего времени, к
- 111 -
сожалению, они не дошли[12].
Сохранилась только дозорная книга стана Вобловичи Слободского уезда 1595/96 гг.[13] Первая сохранившаяся дозорная книга
всех вятских уездов была составлена в 7123 (1614/15) г. воеводами Федором
Андреевичем Звенигородским, Василием Терентьевичем Жемчужниковым и дьяком
Михаилом Ординцовым[14]. К сожалению, этот бесценный источник
до сих пор полностью не опубликован. Имеются только публикации отдельных его фрагментов[15]. Следующая дозорная книга не положенных
в оброк деревень Хлыновского и Орловского уездов 7125–7128 (1616–1620) гг.
письма и дозору Федора Михайловича Зубова и Леонтья Софонова[16] не привлекла особого внимания
исследователей[17]. Наибольший интерес вызвали последние писцовые
книги 1628–1629 гг.[18] Они были опубликованы практически
полностью[19]. Для генеалогических исследований
важным связующим звеном являются переписные книги 7154 (1645/46) г. переписи
Василия Петровича Отяева и Саввы Ищеина[20].
Данная перепись тем более важна, что до нашего времени не дошла следующая
перепись
Одним из генеалогических источников XVII в.
служат отказные книги. В РГАДА хранятся отказные книги на вотчины Хлыновского
Успенского Трифонова монастыря за период 1611–1676 гг.[32],
опубликованы отказные книги на Котельничский Предтеченский монастырь и
Бобинский стан 7166 (1657/58) г.[33]
Дополнительным источником по генеалогии
вятского крестьянства первой половины XVII в. являются оброчные книги[34]. К сожалению, этот источник пока
остается очень мало востребованным исследователями и привлекался только
кировским историком В.В. Низовым, в первую очередь, для генеалогических
разысканий[35].
Следующим по времени важным генеалогическим
источником являются ревизии податного населения. Всего было проведено десять
ревизий на протяжении почти полутора столетий. Материалы первых трех ревизий по
Вятской провинции хранятся в РГАДА[36]. Первая ревизия была наиболее длительной,
на-
- 112 -
чалась в
Наиболее массовым и важным для генеалогов
письменным источником XVIII – начала XX вв. являются церковные метрические
книги[43]. Основная их часть хранится в ГАКО в
фонде Вятской духовной консистории (ВДК)[44].
Первые сохранившиеся вятские метрические книги датируются 1724 г., но они
содержат только отдельные приходы Вятской провинции[45].
По большинству приходов метрические книги имеются начиная с
Еще одним массовым источником, хранящимся в
ГАКО в фонде ВДК, позволяющим определить близкие родственные связи, являются
исповедные росписи. Они сохранились с 1749 по 1829 гг.[49],
но по отдельным церквам доходят даже до начала XX в.
Существует множество других письменных
источников, способствующих составлению родословных – менее многочисленных и более
специфичных. Одним из них являются синодики или помянники вятских церквей. Этот
источник еще очень мало изучен[50] и почти не используется исследователями[51]. В настоящее время известно
местонахождение одиннадцати вятских синодиков. Большинство из них (пять)
хранится в Кировской областной библиотеке им. А.И. Герцена, четыре – в Кировском
областном краеведческом музее, один – в Кировском областном художественном
музее им. В.М. и А.М. Васнецовых[52] и один – в библиотеке РАН[53].
Другие группы населения Вятского края, церковнослужители
и купцы, были тесно связаны с крестьянством, поэтому все перечисленные выше
источники могут быть применимы и к ним. Но для них существуют и специфические
источники. Для церковнослужителей это клировые ведомости[54].
В ГАКО сохранились ведомости с 1741 по 1915 гг.[55],
а по отдельным церквам – даже советского периода. История вятского купечества в
последние пятнадцать–двадцать лет изучается особенно пристально, о чем
свидетельствуют многочисленные статьи и книги[56].
Для генеалогов полезной станет статья М.С. Судовикова, в которой ука-
- 113 -
зано большое количество дел ГАКО, связанных с вятским
купечеством, причем приводятся полные названия дел и дается их краткая
аннотация[57].
В настоящей статье по XVII в. мной сознательно
не указаны источники для южных уездов Вятской губернии[58].
Чтобы определить место проживания своих предков, необходимо четко знать
административно-территориальное деление Российских земель в различные эпохи и
историю возникновения населенных пунктов[59].
Кроме того, данные топонимики могут помочь проследить пути миграции разыскиваемых
предков[60]. Известно, что в XVII в.
Царево-Санчурск, Малмыж, Уржум, Кукарка, Яранск, Елабуга, Сарапул тяготели к Казани,
поэтому для указанного времени по этим территориям необходимо использовать
другие письменные источники. Вятчанами являлись только жители Хлыновского,
Котельничского, Орловского, Слободского и Шестаковского уездов. Деление на вятчан
и «невятчан» сохранялось даже еще в начале XX в. Известный этнограф Д.К.
Зеленин отмечал, что «вятчане, с одной стороны, и “жители Вятской губернии”, с
другой, – это понятия совершенно различные и ничуть не совпадающие одно с
другим»[61]. Поэтому «едва не половина русского
населения Вятской губернии не считает себя вятчанами»[62].
В заключение хочется отметить, что составление
родового древа не должно являться самоцелью. Как писал священник Павел
Флоренский, «найти какой-нибудь год или имя – целое открытие; получить документ
или выписку – большая радость. … Но “почитание родителей” должно выражаться
конкретно прежде всего в стремлении узнать их»[63].
Необходимо изучать историю своего рода, интересоваться, какими были наши
предки, о чем они думали, чем и как жили. В ГАКО есть очень ценный источник –
сборник анкетных сведений о приходах Вятской епархии, собранный Вятским
губернским статистическим комитетом в
Все указанные письменные источники, без
сомнения, будут способствовать построению генеалогического древа вашего рода в
глубь веков и изучению его истории. Совершенно прав Павел Флоренский,
написавший: «Быть без чувства живой связи с дедами и прадедами – это значит не
иметь себе точек опоры в истории»[66].
[1]
Выражаю глубокую благодарность В.А. Любимову за ценные советы и замечания по
содержанию данной статьи.
[2] См.: Судовиков М.С. К вопросу об
изучении вятских родословных // Петряевские чтения-95: тез. докл. к чтениям. –
Киров (Вятка), 1995. – С. 56.
[3] Но она все же есть. См., например: Онучин
А.Н. Твое родословное древо: практ. пособие по составлению родословной. –
Пермь, 1992; Где твои корни?: пособие по составлению родословной. / сост. Н.И.
Юртаев. – Барнаул, 1997; Бронников И.В. Родословная хрестоматия. (Из опыта построения
родословной) // Кольский родословец. – Мурманск, 2000. – Вып. I. Необходимо
отме-
- 114 -
тить, что в последнее время появилось
достаточно много рекомендаций по составлению родословной в Интернете на
различных российских генеалогических сайтах.
[4] См.: Прохоров М.Ф. Генеалогия крестьян
в отечественной историографии // Вспомогательные исторические дисциплины:
Специальные функции и гуманитарные перспективы: тез. докл. и сообщ. науч. конф.
Москва, 1–2 февр.
[5] Крутихин М.И. Поиск пропавших предков.
[Электронный ресурс]. Электрон. текстовые данные. Режим доступа: http://www.mtu-net.ru/rrr/Russian.htm
[6] Мосин А.Г., Коновалов Ю.В. Источники
родословий уральских крестьян // Уральская родословная книга: Крестьянские
фамилии. – Екатеринбург, 2000. – С. 313–316; Антонов Д.Н., Антонова И.А.
Источники генеалогических реконструкций крестьянских семей (на примере Ясной
Поляны) // Источники по истории русской усадебной культуры. РГГУ и Общество
изучения русской усадьбы. – Ясная Поляна; М., 1997.
[8] Мерзон А.Ц. Писцовые и переписные
книги XV–XVII веков. – М., 1956; Зенченко М.Ю. Материалы поземельных описаний
Русского Севера XVI–XVII вв. // Писцовые книги Русского Севера / сост. Н.П.
Воскобойникова, В.Ю. Беликов, Н.Ф. Демидова, М.Ю. Зенченко, Г.А. Иванова. – М.,
2001. – Вып. 1. – С. 3–33.
[9] В Государственном архиве Кировской
области (ГАКО) в фонде Вятской ученой архивной комиссии (ВУАК) хранятся копии
некоторых писцовых и переписных книг, опубликованных в «Трудах Вятской ученой
архивной комиссии» (ТВУАК): ГАКО. – Ф. 170. – Оп. 1. – Д. 41, 43, 44, 45, 48,
50, 51. О фонде ВУАК см.: Комарова Е.Г. Обзор фонда «Вятской губернской ученой
архивной комиссии» Государственного архива Кировской области // История и
культура Волго-Вятского края: (к 90-летию ВУАК): тез. докл. и сообщ. межрегион.
науч. конф., Киров, 18–20 окт. 1994 г. – Киров, 1994. – С. 160–162.
[10] Описание книг писцовых, переписных,
дозорных, перечневых, платежных и межевых // Описание документов и бумаг,
хранящихся в московском архиве министерства юстиции. – СПб., 1869. – Кн. 1;
Дополнительная опись книг писцовых, переписных, дозорных, перечневых, платежных
и межевых // Там же. – СПб., 1872. – Кн. 2; Дополнительная опись книгам
писцовым, межевым и переписным, хранящимся в Московском архиве министерства
юстиции // Там же. – СПб., 1888. – Кн. 5. – Отд. 2. – С. 149–152; Писцовые книги
Русского Севера…
[11] До
[12] Также не дошли до нашего времени
дозорные книги князя Михаила Федоровича Ухтомского и подьячего Василия Иванова
7118 (1609/10) г.
[13] Шумаков С.А. Сотницы, грамоты и
записи. Вып. 5. // ЧОИДР. – М., 1909. –
Кн. 4. – С. 50–62. Отдельный оттиск (М., 1910). Перепечатано: Слободской (1595–1596
гг.). Дозорныя книги Хлыновскаго городоваго прикащика Федора Резанцева
Слободского уезда стану Вобловичам Трифонова монастыря // ТВУАК. – Вятка, 1910.
– Вып. 2–3. – Отд. 3. – С. 103–115.
[14] РГАДА. – Ф. 1209. Поместный приказ. –
Кн. 1029; Там же. – Оп. 1. – Ч. 3. – Кн. 12. В Кировском областном краеведческом
музее имеются копии микрофильмов этой дозорной книги: КОМК. – № 13632/1–3.
Чистовой экземпляр
- 115 -
хранится в С.-Петербурге: РНБ. – Q.IV.256.
Здесь и далее по возможности указываются только подлинники писцового делопроизводства.
Подробно о списках, копиях, выписках из них см.: Писцовые книги Русского Севера.
– С. 164–249.
[15] Вятка: Материалы для истории города
XVII и XVIII столетий. – М., 1887. – С. 1–7 (только г. Хлынов); Город Хлынов в
1615 году по Дозорной книге кн. Ф.А. Звенигородского / послесл. А.С. Верещагина
// ТВУАК. – Вятка, 1906. – Вып. 3–4. – Отд. 3. – С. 1–34; Церковные и
монастырские земли на Вятке по Дозорной книге князя Ф.А. Звенигородского
[16] РГАДА. – Ф. 1209. – Кн. 1059.
[17] Ее использовали только М.А. Мацук и
В.В. Низов: Мацук М.А. Посошное налогообложение Вятских уездов в XVII в.:
эволюция и эксперимент правительства // История и культура Волго-Вятского края…
– С. 125; Низов В.В. «Волостные» и «земские люди» Балезины в середине XVI –
начале XVII в. // Вятская земля в прошлом и настоящем: материалы III науч.
конф., посвящ. 50-летию Победы в Великой Отечественной войне: в 5 т. – Киров,
1995. – Т. 1. – С. 21.
[18] РГАДА. – Ф. 1209. – Кн. 89, 90.
[19] Вятка: Материалы для истории города… –
С. 7–17; Хлынов (Вятка). Писцовая книга 1628 года (Афанасия Михайловича
Толочанова и подьячего Андрея Иевлева) // ТВУАК. – Вятка, 1913. – Вып. 3–4. –
Отд. 3. – С. 1–34; Писцовая книга 1629 года Хлыновского уезда. Письма и меры
Оф. Толочанова да подъячего Андр. Иевлева / сообщ. А.А. Спицын // Там же. –
Вятка, 1914. – Вып. 1. – Отд. 2. – С. I–II, 1–216; Писцовая книга города
Котельнича писца Афонасья Толочанова да подъячего Андрея Иевлева тяглым дворам
за справою городу Котелничу 137 (1629) г. // Там же. – Вятка, 1909. – Вып. 1. –
Отд. 2. – С. I–II, 1–41; Книга писцовая Орлова города с уездом 137 (1629) года /
сообщ. А.А. Спицын // Там же. – Вятка, 1909. – Вып. 2–3. – Отд. 2. – С. I–VII,
1–106; Книги Котельницкого уезда деревням и починкам и займищам и всяким
угодьям оброчные 137 (1629) году писца Афонасья Толочанова да подъячего Андрея
Иевлева // Там же. – С. 1–68 (2-я паг.); Слободской город и посад. По книге
писма и меры Ивана Борисовича Доможирова да подъячего Ивана Кокушкина 7137
(1629) года / сообщ. Г.А. Замятин // Там же. – Вятка, 1907. – Вып. 1. – Отд. 2.
– С. 1–59; Книга Вяцких пригородков Слобоцкого да Шестакова посадов и уездов
письма и меры Ивана Борисовича Доможирова да подъячего Ивана Кокушкина. 137
(1629) года // Там же. – Вятка, 1916. – Вып. 3–4. – Отд. 2. – С. I–XXXVII,
1–346; Документы по истории Удмуртии… – С. 195–207 (данные по удмуртам, татарам
и бесермянам).
[20] РГАДА. – Ф. 1209. – Кн. 518, 519, 321;
Там же. – Ф. 137. Боярские и городовые книги. – Орлов. – № 1.
[21] Переписные книги Караулова хранились в
Вятском Троицком Кафедральном соборе еще в начале XIX в., когда А.И. Вештомов
сделал с них выписку итогов переписи. (Вештомов А.И. История вятчан со времени
поселения их при реке Вятке до открытия в сей стране наместничества, или с 1181
по 1781-й год чрез 600 лет / Сочиненная ... Александром Вештомовым в 1807 и 808
годах. – Казань, 1907. – С. 84–93).
- 116 -
[22]
Вятка: Материалы для истории города… – С. 17–38; Документы по истории Удмуртии…
– С. 207–246 (данные по удмуртам, татарам и бесермянам).
[23] РГАДА. – Ф. 1209. – Оп.1. – Ч. 3. –
Кн. 54.
[24] РГАДА. – Ф. 137. – Вятка. – № 6. – Ч.
1–2. Об этой книге см.: Тинский А.Г. Улицы. Площади. Дома. Вятка. Страницы
истории. – Киров, 1999. – С. 6–10.
[25] РГАДА. – Ф. 1209. – Кн. 339, 340, 520,
521.
[26] Вятка: Материалы для истории города… –
С. 38–57; Переписная книга церковных посадских дворов города Котельнича и
дворов в волостях тяглаго и оброчнаго стана, переписи Михайла Петровича
Воейкова и подъячего Федора Прокофьева 186 (1678) года // ТВУАК. – Вятка, 1910.
– Вып. 2–3. – Отд. 2. – С. 1–151; Переписная книга посадских дворов города
Орлова, тяглых и оброчных деревень и дворов в волостях переписи Михаила
Петровича Воейкова и подъячего Феодора Прокофьева 186 (1678) года / сообщ. А.А.
Спицын; послесл. В.Д. Емельянова // ТВУАК. – Вятка, 1910. – Вып. 1. – Отд. 3. –
С. 1–123; Документы по истории Удмуртии… – С. 206, 263–330 (данные по удмуртам,
татарам и бесермянам).
[27] РГАДА. – Ф. 1209. – Кн. 1060, 1079,
1096, 1097.
[28] Там же. – Кн. 1034, 1098; Там же. – Ф.
214. Сибирский приказ. – Оп. 1. – Д. 1149.
[29] Вятка: Материалы для истории города… –
С. 57–95. Имеются отдельные выписки по Котельничскому, Слободскому и
Хлыновскому уездам на сайте www.genealogia.ru
, выполненные В. Могильниковым и, частично, мной.
[30] РГАДА. – Ф. 214. – Оп. 1. – Д. 1595.
Опубликовано окончание переписи по г. Хлынову: Переписная (ландратская) книга
г. Хлынова 1716 года (окончание) // Любимов В.А. Старая Вятка. – С. 353–370.
[31] РГАДА. – Ф. 1209. – Кн. 1099, 1100,
1101. Опубликована начальная часть переписи по г. Хлынову: Вятка: Материалы для
истории города… – С. 95–117.
[32] РГАДА. – Ф. 1209. – Кн. 154.
[33] Отказные книги в Вятский Архиерейский
дом на Котельнический Предтеченский монастырь и Бобинский стан, 7166 (1658)
года / публ., предисл. и послесл. А.С. Верещагина // ТВУАК. – Вятка, 1908. –
Вып. 2. – Отд. 2. – С. 1–60.
[34] Основная часть оброчных книг находится
в: РГАДА. – Ф. 1113. – Оп. 1. Три книги, 7123 (1614/15), 7130 (1621/22) и 7131
(1622/23) гг. находятся в: РГАДА. – Ф. 1209. – Кн. 1030, 1031, 1032.
[35] Низов В.В. 1) «Волостные» и «земские
люди» Балезины… – С. 19–24; 2) Вятские торговые люди Балезины в первой половине
XVII в. // Там же. – С. 24–34; 3) Погост Усть-Чепецкий в начале XVII века //
Усть-Чепца в прошлом и настоящем… – С. 7–12; 4) Социальные выступления в Слободском
уезде в начале XVII века // Религия и церковь в культурно-историческом развитии
Русского Севера (К 450-летию Преподобного Трифона, Вятского Чудотворца).
Материалы науч. конф. / отв. ред. В.В. Низов. – Киров, 1996. – Т. 2. – С.
330–347.
[36] РГАДА. – Ф. 350. Ландратские книги,
ревизские сказки. – Оп. 2. К сожалению, многие из ревизских книг находятся в
ветхом состоянии и не выдаются посетителям.
[37] Опубликованы ревизская сказка
[38] ГАКО. – Ф. 170. – Оп. 1. – Д. 133-а.
(Ревизские сказки Хлыновского и небольшой части Орловского уездов всех умерших,
увечных и дряхлых, вновь рожденных с 1717 по 1727 годы).
[39] РГАДА. – Ф. 1209. – Кн. 1102.
Опубликована: Вятка: Материалы для истории города… – С. 117–142.
[40] Опубликована переписная книга второй
ревизии
[41] Опубликованы ревизские сказки по г.
Хлынову за
[42] ГАКО. – Ф. 176. – Оп. 2.
[43] Антонов Д.Н., Антонова И.А.
Метрические книги: время собирать камни // Отечественные архивы. – М., 1996. –
№ 4. – С. 15–28; № 5. – С. 29–42.
- 117 -
[44] ГАКО. – Ф. 237. Бердинских В.А. 1)
Фонд Вятской духовной консистории как исторический источник // Вятская земля в
прошлом и настоящем: Материалы III науч. конф. – Т. 1. – С. 88–89; 2) Что можно
найти в архиве? // Занимательное краеведение: вятский сундук (пособие для
учителя). – Киров, 1996. – С. 58–65.
[45] Земцова Г.А. Государственный архив
Кировской области // Кольский родословец. – Мурманск, 2000. – Вып. I.
[46] В настоящее время служащими ГАКО
выполнена огромная кропотливая работа по подробному описанию всех метрических
книг до
[47] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 75. – Д. 5.
[48] Любимов В.А. Старая Вятка. – С. 144; Антонов
Д.Н., Антонова И.А. Метрические книги… – № 5. – С. 41–42 (примеч. 60).
[49] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 71.
[50] В последнее время о вятских синодиках
появилось только две работы описательного характера: Сазанова Е.Г. Вятский
Синодик // Герценка: Вятские записки: (Науч.-попул. альм.). – Киров, 2001. –
Вып. 2. – С. 96–98; Лобанова М.А. Синодик Вятского Успенского Трифонова
монастыря // Слободской и слобожане. Материалы 5-й науч.-практ. конф.: Сб. –
Слободской, 2003. – С. 70–72.
[51] До
[52] Почти все синодики, находящиеся в
Кирове, описаны: Кудрявцев И.М., Шлихтер Б.А., Щапов Я.Н. Археографические
поездки Отдела рукописей Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина в
1953–1956 годах // Археографический ежегодник за
[54] Титова Т.А. Клировые ведомости как
исторический источник // Религия и церковь в культурно-историческом развитии… –
Т. 1. – С. 480–483.
[55] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 70.
[56] См.: Вятское предпринимательство:
история и персоналии. Библиографический указатель / сост. Г.Д. Скальная; науч.
ред. М.С. Судовиков; ред. Н.П. Гурьянова.
– Киров, 2003.
[57] Судовиков М.С. История купечества
Вятского края в документах Государственного архива Кировской области (1780–1927
гг.) // Вятское предпринимательство: история и персоналии. – С. 150–166.
[58] В ТВУАК можно найти достаточно много
материалов по генеалогии южных вятских уездов. См.: Чудова Г.Ф., Колупаева В.Н.
Указатель содержания «Трудов Вятской ученой архивной комиссии» 1905–1917 гг. –
Киров,
[59] Для изучения Вятской земли поможет
следующая литература: Писцовые книги Русского Севера. – С. 250–251; Судовиков
М.С. Административно-территориальное деление. Население // Вятский край на рубеже
тысячелетий. История и современность. Историко-статистический сборник. – Киров,
2002. – С. 10–13; Вятская губерния. Список населенных мест по сведениям
1859–1873 годов. – СПб., 1876. – Т. 10; ГАКО. – Ф. 1404. – Оп. 1. – Д. 5 (Настольная
книга о церквях и духовенстве Вятской епархии / Сост. В. Шабалин. – Вятка,
1909. – Рукопись); Кибардин Н.В., Шабалин В.И. Вятская епархия.
Историко-географическое статистическое описание. (С картою Вятской губернии). –
Вятка, 1912; Луппов П.Н. История вятских сел // ЭЗВ. – Киров, 1995. – Т. 4.
История. – С. 138–182; Шиляева Р.С. Из истории возникновения сел Вятского уезда
в XVII–XVIII вв. // Кирово-Чепецкий район в прошлом и настоящем. Тез. докл. и
сообщ. науч. конф. – Кирово-Чепецк, 1996. – С. 14–17; ЭЗВ. – Киров, 2002. – Т.
1. Кн. 2. Села. Деревни.
[60] См.: Никонов В.А. География фамилий. –
М., 1988. Пример такого исследования см.: Мусихин А.Л. Миграция крестьянского
населения в бассейне средней Чепцы и ее левых притоков (На примере ойконимов с
основой Мусих-) // Вятская земля в прошлом и настоящем: Материалы республ. IV
науч.-практ. конф. (К 100-летию со дня рождения профессора А.В. Эммаусского). –
Киров, 1999. – С. 53–57.
[61] Зеленин Д.К. Великорусские народные
присловья как материал для этнографии // Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи
по духовной культуре. 1901–1913 / вступ. ст. Н.И. Толстого; сост. А.Л.
Топоркова; подготовка текста Т.А. Агапкиной; комм. Т.А. Агапкиной, Л.Н.
Виноградовой и др. – М., 1994. – С. 55.
[62] Зеленин Д.К. Народные присловья и
анекдоты о русских жителях Вятской губернии. (Этнографический и
историко-литературный очерк) // Там же. – С. 59–104; Семибратов В.К. Вятские:
какие они есть. Общее и особенное // Вятка: Краеведческий сборник / сост. Г.П.
Зонова. – Киров, 1991. – Вып. 9. – С. 37–57.
[63] Флоренский Павел, свящ. Детям моим.
Воспоминанья прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем.
Завещание / сост. игумен Андроник (Трубачев), М.С. Трубачева, Т.В. Флоренская,
П.В. Флоренский. Предисл. и комм. игумена Андроника (Трубачева). – М., 1992. –
С. 282.
[64] ГАКО. – Ф. 574. – Оп. 1. – Д. 950/1-оц
– 950/11-оц.
[65] Воробьева И.С. Сведения о приходах как
источник информации о вятском характере // Религия и церковь в
культурно-историческом развитии… – Т. 1. – С. 483–485; Шиляева Р.С. Социальный
портрет вятского крестьянина (по сведениям о приходах Вятской епархии)
последней четверти XIX века // ЭЗВ. – Т. 8. – С. 231–234.
[66] Флоренский Павел, свящ. Детям моим… –
С. 26.