Опубликовано в: Библиотечное краеведение в развитии провинциальной культуры России: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Г.Ф. Чудовой. Киров, 17–19 ноября 2004 г. – Киров, 2004. – С. 150–155. – ISBN 5-98703-005-6.

 

 СООБЩЕНИЕ ПОЗДНИХ УСТЮЖСКИХ ЛЕТОПИСЕЙ

ОБ ОСНОВАНИИ ХЛЫНОВА

 

 

- 150 -

 

В «Руководстве к историческому и физическому описанию областного города Устюга Великого», составленном в 1791–1793 гг. штаб-лекарем, членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии наук Я.Я. Фризом (ум. 1801), под 1375 г. сообщается:

Новогородцы, проплывъ мимо Устюгъ на 70-ти судах, продолжили свой походъ вверхъ по Югу, и, перебравшись со онаго на Волгу, плыли внизъ по оной, и потомъ вверхъ по Каме, где они, въ Пермской провинции населившись, построили городъ Хлыновъ[1].

В.В. Низов считает, что оно приоткрывает «завесу таинственности в начальной истории города Хлынова» и отражает древнюю вятскую летопись, сообщавшую об основании г. Хлынова в 1374 г.[2] Д.К. Уо, однако, находит, что «положение Низова еще не доказано»[3]. Л.Д. Макаров резонно замечает, что «только тщательный источниковедческий анализ позволит» установить происхождение данного сообщения[4].

В.В. Низов и Л.Д. Макаров отмечают, что кроме летописи Я.Я. Фриза известие 1375 г. находится в устюжских сводных летописцах Н.И. Суворова (1873 г.)[5], А.А. Титова (1889 г.)[6] и «Показании древности Великоустюжского летописца» (ок. 1890 г.)[7], хранящегося в ГАКО[8]. Они верно установили, что протографом для этого известия во всех остальных летописях стала Летопись Фриза[9]. Поэтому необходимо определение всех источников его летописи. Сам Я.Я. Фриз и исследователи среди источников называют Летописец Вологдина, Холмогорскую и Новгородскую летописи, а также труды В.Н. Татищева, И.-Е. Фишера и М.Д. Чулкова и «остаток древних записей здешнего городового магистрата»[10]. В оригинале Летописца Вологдина и во всех списках, использованных при публикации в ПСРЛ, рассматриваемого известия нет[11]. Опубликованные Холмогорская и новгородские летописи данного сообщения также не содержат[12]. Нет его и в трудах В.Н. Татищева, И.-Е. Фишера и М.Д. Чулкова[13]. Остается еще «остаток древних записей городового магистрата». Поэтому В.В. Низов считает, что «источником информации о построении новгородцами города Хлынова следует признать либо» этот «остаток записей», либо «весьма недостоверный Устюжский летописец», как его называет Я.Я. Фриз. В.В. Низову «вторая версия кажется наиболее перспективной»[14]. Исследователь, однако, не понял, что недостоверным летописцем Я.Я. Фриз как раз и назвал устюжский Летописец Вологдина, в котором, как говорилось, этого

 

- 151 -

 

сообщения нет. Следовательно, остаются только древние записи устюжского магистрата. Но маловероятно, чтобы в устюжском магистрате хранилась запись об основании Хлынова. Кроме того, возможно, Я.Я. Фриз заимствовал эти магистратские записи также из Летописца Вологдина. Л.Я. Вологдин указывал, что «описание строению города Устюга» отыскано им «в великоустюжском провинциальном магистрате»[15]. Таким образом, наличие известия 1375 г. во всех известных источниках Летописца Фриза маловероятно.

Поэтому, я думаю, стоит прислушаться к предостережению Ю.С. Васильева, который писал, что «издания устюжских летописей XIX в. – не публикация источников, а свод и в большей части вольный пересказ данных из источников различного рода, к тому же данных, не всегда достоверных»[16]. Именно так воспринял данное сообщение из публикации А.А. Титова А.С. Верещагин. Он прокомментировал его следующим образом: «Известие искаженное, взятое из “Дневных записок” капитана Н.П. Рычкова, но замечательное по конъектуре Вологдина о времени построения Хлынова»[17]. А.С. Верещагин ошибся, указав Л.Я. Вологдина в качестве редактора сообщения. На самом деле А.А. Титов заимствовал его из Летописца Суворова[18], а тот в свою очередь – у Я.Я. Фриза. Однако в примечании А.С. Верещагина знаменательны два момента: заимствование известия из «Дневных записок» Н.П. Рычкова и корректировка даты с 1175 на 1375 г. Л.Д. Макаров согласился с данными положениями[19]. Но он видит связь известия с книгой Н.П. Рычкова только в сходстве дат, так как, по его мнению, «других совпадений в них нет»[20]. С этим согласен и В.В. Низов[21]. Тем не менее, оба исследователя отмечают связь сообщения 1375 г. с «Повестью о стране Вятской» (ПСВ), причем В.В. Низов «обнаруживает их поразительное сходство». Причину этого сходства он видит в общем происхождении ПСВ и сообщения 1375 г. от  «одного и того же древневятского летописного произведения»[22]. Однако причина может крыться во вторичности одного из этих произведений. Исследователи почему-то забыли, что в книге Н.П. Рычкова очень подробно как раз и излагается содержание ПСВ. Поэтому логичнее допустить, что Я.Я. Фриз заимствовал из «Дневных записок» не только дату, но и все совпадения с ПСВ.

Л.Д. Макаров считает, что «кроме года (1375), подозрительно совпадает и количество судов (70) у Фриза» и в рассказе общерусских летописей об ушкуйном походе новгородцев во главе с Прокопом[23]. По мнению В.В. Низова, проникновение даты и количества судов из рассказа «О Прокофове кончине» также «не исключено»[24]. Как отмечает В.В. Низов[25], есть еще объяснение А.В. Эммаусского, который сближал устюжское известие 1375 г. с известием общерусских летописей 1374 г. Поэтому А.В. Эммауский считал, что «наиболее достоверным следует принять 90 ушкуев», но в некоторых общерусских летописях он находит 70 судов, а в

 

- 152 -

 

Ермолинской летописи – даже 200[26]. Однако здесь А.В. Эммаусский искажает факты и противоречит себе, так как ранее он сам писал, что во всех летописях о походе 1374 г. «имеются лишь незначительные разночтения… Только в одной из летописей, именно Ермолинской, указывается, что в походе участвовало 200 ушкуев»[27]. Отмечу, что 70 ушкуев в общерусских летописях соотносится только с походом Прокопьевой дружины. Что касается даты, то А.В. Эммаусский и В.В. Низов объясняют ее ошибкой составителя устюжской летописи, неправильно переводящего даты с летосчисления от Сотворения Мира на летосчисление от Рождества Христова[28]. По мнению В.В. Низова, в устюжской летописи первоначально даты соответствовали ультрамартовскому византийскому летосчислению, то есть между Сотворением Мира и Рождеством Христовым по этому стилю прошло 5509, а не 5508 лет, и поэтому 6883 г. этой летописи должен соответствовать 1374, а не 1375 г.[29] Но с известием о походе ушкуйников Прокопа в устюжском сообщении 1375 г. «подозрительно совпадает» не только год и количество судов. В.В. Низов отмечает, что «лишь у Фриза читаем, что новгородцы, прежде чем оказаться на Волге, проплыли мимо Устюга»[30]. Однако здесь он также противоречит себе. В другой статье В.В. Низов писал: «Согласно Архангелогородскому летописцу, “боярин новогородцкий Прокопей иде насады рекою Костромою на Низ, быв на Устюзе миром”»[31]. Действительно, начиная с Устюжского летописного свода первой четверти XVI в. (Архангелогородский летописец), все устюжские летописи при описании похода Прокопа упоминают об Устюге. Но если до середины XVIII в. все сообщение состояло из одного небольшого предложения, а об Устюге говорилось только «быв на Устюзе миром»[32], то в Летописце Вологдина сообщение следующее:

Лето 6883, а от Рождества Христова 1291. …Они же напротиву того из Великаго Новаграда послали болярина своего Прокопия с воинством на град Устюг в семидесяти насадех (тако в тогдашния времена суды речныя именовались насады), которой, приплыв Сухоною рекою к Устюгу, хотя и был во граде, но гражданом ни единаго зла не сотворил. С Устюга пошел на Кострому и в Нижний Новгород, иде же много зла сотворил, грады их попленил, разграбил и огнем опустошил[33].

В использовании Я.Я. Фризом данного сообщения из Летописца Вологдина убеждают сразу несколько моментов. Во-первых, хотя ушкуйники и были в Устюге, но его не пограбили. Фраза Я.Я. Фриза «проплыв мимо Устюг» как раз и имеет тот смысл, что Прокопий «ни единого зла не сотворил» Устюгу. Во-вторых, примечателен комментарий Л.Я. Вологдина, объясняющий «насады» как «суда». Именно термин «суда» использовал Я.Я. Фриз в своем летописце, тогда как в общерусских летописях называются «ушкуи» и «насады», а в более ранних устюжских – только «насады». Замечу, кстати, что в ПСВ и у Н.П. Рычкова также присутствуют «суда». И, наконец,

 

- 153 -

 

очень примечательна ошибка Л.Я. Вологдина при переводе даты с одного летосчисления в другое, вместо 1375 он указал 1291 г. Эта ошибка присутствует в оригинале и во всех списках Летописца Вологдина[34]. Такие же неправильные переводы дат на современное летосчисление Л.Я. Вологдин совершал и в некоторых других местах своего летописца[35]. Вероятно, это обстоятельство и дало основание Я.Я. Фризу назвать Летописец Вологдина «весьма недостоверным». А подобная ошибка в данной статье подтолкнула его к «исправлению» всей статьи.

Еще в разбираемом устюжском известии примечательна фраза «в Пермской провинции населившись». А.В. Эммаусский понимал эти слова «только так: новгородцы поселились в Пермской земле, то есть где-то на Каме». По его мнению, эта фраза совпадает с сообщением ПСВ о построении новгородцами на Каме «града малого»[36]. Л.Д. Макаров поддерживает данное мнение[37]. Низов же считает, что «Я.Я. Фриз сохранил для науки уникальнейшее известие о вхождении в XIV в. финно-угорского населения бассейна Средней Вятки в культурно-географическое образование “Пермская земля”»[38]. Однако данная фраза вполне может принадлежать самому Я.Я. Фризу, так как со второй половины XVIII в. мнение о вхождении Вятки в Пермскую землю в научной среде было весьма распространено. Н.П. Рычков, например, писал, что «Вятская страна составляла древние области Чюдского, Вотского и Черемиского народа. … Самая область сия обще со всеми Пермскими пределами называлась Чюдскою землею»[39]. Более определенно позднее высказывался Н.М. Карамзин: «Имя нашей Перми есть одно с именем древней Биармии, которую составляли Архангельская, Вологодская, Вятская и Пермская Губернии»[40]. Между прочим, сам В.В. Низов отмечает, что такое «мнение о северной этногеографии конца XIV в. … многие дореволюционные исследователи находили … весьма убедительным»[41].

В результате анализа устюжского известия 1375 г. об основании Хлынова приходим к выводу, что Я.Я. Фриз скорее всего сам составил его, «исправляя» статью 1375 г. из Летописца Вологдина, используя при этом «Дневные записки» Н.П. Рычкова и научные знания второй половины XVIII в. Отсюда следует, что данное известие не представляет никакой научной ценности для решения вопроса о времени основания г. Хлынова и существования древней вятской летописи.

 



Примечания

 

[1] Хронологическая летопись города Устюга Великого // Северный архив: Журнал истории, статистики и путешествий, издаваемый Ф. Булгариным. – СПб., 1822. – Ч. 2. – № 11. – С. 326; Руководство к историческому и физическому описанию областного города Устюга Великого, сочиненное 1793 года / Сообщ. И. Парийский. – СПб., 1899. – С. 9.

[2] Низов В.В. 1) 22 сентября 1374 года – день основания Хлынова // Выбор. – Киров, 1991. – № 34. – С. 9; 2) Хлынов: рождение города. // Европейский Север в культурно-историческом процессе (К 625-летию города Кирова). Материалы Междунар. конф. / Отв. ред. В.В. Низов. – Киров, 1999. – С. 10.

[3] Уо Д.К. История одной книги: Вятка и «не-современность» в русской культуре

 

- 154 -

 

Петровского времени. – СПб., 2003. – С. 187 (примеч. 94).

[4] Макаров Л.Д. Типология и хронология древностей Хлынова // Типология и датировка археологических материалов Восточной Европы: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Р.Д. Голдина. – Ижевск, 1994. – С. 168.

[5] Устюжский летописец / Издал Н.И. Суворов. – Вологда, 1874. – С. 88. Первоначально опубликован в Вологодских епархиальных ведомостях за 1873 г.

[6] Титов А.А. Летопись Великоустюжская. – М., 1889. – С. 21.

[7] ГАКО. – Ф. 1404. – Оп. 1. – Д. 4-оц. – Л. 17. (Показание древности Великоустюжскаго летописца с приложением лет и времени в какие годы что приключалося. Ок. 1890 г.).

[8] Низов В.В. 1) 22 сентября 1374 года – день основания Хлынова. – № 34. – С. 9; 2) Хлынов: рождение города. – С. 10–11; Макаров Л.Д. Типология и хронология древностей Хлынова. – С. 167–168.

[9] Главные источники своей публикации Н.И. Суворов отразил в названии. Это летописцы священника устюжского Успенского собора Л.Я. Вологдина (1765 г.) и Я.Я. Фриза (Васильев Ю.С. Летописное наследие Поморья // Вспомогательные исторические дисциплины. – Л., 1979. – Т. XI. – С. 25 (примеч. 39); Сербина К.Н. Устюжское летописание XVIXIX вв. (Краткий обзор списков) // Там. же. – С. 47). Источниками «Показания древности» К.Н. Сербина считает летописцы Суворова и Вологдина (Сербина К.Н. Устюжское летописание XVIXIX вв. – С. 47; ПСРЛ. – Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVIXVIII вв. – Л., 1982. – С. 3 (примеч. 4)). Об источниках Летописца Титова см. ниже.

[10] Руководство к историческому и физическому описанию… – С. 6; Васильев Ю.С. Летописное наследие Поморья. – С. 25; Сербина К.Н. 1) Устюжское летописание XVIXIX вв. – С. 46–47; 2) Устюжское летописание XVIXVIII вв. – Л., 1985. С. 8, 118, 122; ПСРЛ. – Т. 37. – С. 3; Низов В.В. 1) 22 сентября 1374 года – день основания Хлынова. – № 34. – С. 9; 2) Хлынов: рождение города. – С. 11; Макаров Л.Д. Типология и хронология древностей Хлынова. – С. 167.

[11] ПСРЛ. – Т. 37. – С. 130.

[12] Низов В.В. Хлынов: рождение города. – С. 11.

[13] См.: Татищев В.Н. История российская. В семи томах. – М.-Л., 1962–1968. – Т. 1–7; Фишер И.Е. Сибирская история с самаго открытия Сибири до завоевания сей земли российским оружием, сочиненная на немецком языке … Иоганном Ебергардом Фишером. – СПб., 1774; Чулков М.Д. Историческое описание российской коммерции при всех портах и границах от древних времян до ныне настоящаго и всех преимущественных узаконений по оной государя императора Петра Великаго и ныне благополучно царствующей государыни императрицы Екатерины Великия. – СПб., 1781–1788. – Ч. 1–7.

[14] Низов В.В. Хлынов: рождение города. – С. 11.

[15] ПСРЛ. – Т. 37. – С. 132. См. также: Сербина К.Н. Устюжское летописание XVIXVIII вв. – С. 102, 107–108.

[16] Васильев Ю.С. Летописное наследие Поморья. – С. 26.

[17] Верещагин А.С. Сказания русских летописцев о Вятке // ТВУАК. – Вятка, 1905. – Вып. I. – Отд. II. – С. 120 (примеч. 1).

[18] А.А. Титов указывал, что основу его издания составляет Летописец Вологдина, дополненный «вставками из летописцев Н.И. Суворова, И.К. Зинченко и К.Н. Брагина» и некоторых других рукописей (Титов А.А. Летопись Великоустюжская. – С. III. См. также: ПСРЛ. – Т. 37. – С. 13–14). Все вставки в публикации отмечены А.А. Титовым особо. Около сообщения 1375 г. указано «С.Л.», что означает Суворовский летописец (Титов А.А. Летопись Великоустюжская. – С. 21). Верещагин не отметил, что это вставка из Летописца Суворова. Кроме того, он выпустил фразу «населившись в Пермской провинции», которая присутствует в Летописце Титова. К сожалению, В.В. Низов и Л.Д. Макаров не видели публикации А.А. Титова и слишком доверились перепечатке А.С. Верещагина. Поэтому их выводы относительно источника известия 1375 г. в Летописце Титова неверны. Л.Д. Макаров считает, что она заимствована «либо у Фриза, либо из недостающего четвертого списка летописца Вологдина, а может быть из неизвестных нам “древних записок Устюжского городового магистрата”» (Макаров Л.Д. Типология и хронология древностей Хлынова. – С. 167). В.В. Низов также предполагает, что «Титов заимствовал из фризовской летописи запись 1375 г. и в отредактированном виде поместил ее в свое издание» (Низов В.В. Хлынов: рождение города. – С. 11).

[19] Макаров Л.Д. Типология и хронология древностей Хлынова. – С. 168.

[20] Там же. – С. 167.

 

- 155 -

 

[21] Низов В.В. Хлынов: рождение города. – С. 11.

[22] Там же. – С. 12–13.

[23] Макаров Л.Д. Типология и хронология древностей Хлынова. – С. 168.

[24] Низов В.В. 1) 22 сентября 1374 года – день основания Хлынова. – № 35. С. 8; 2) Хлынов: рождение города. – С. 13.

[25] Низов В.В. Хлынов: рождение города. – С. 13.

[26] Эммаусский А.В. «Показание древности» – памятник истории древней Вятки // Спутник агитатора. – Киров, 1977. – № 2. – С. 24.

[27] Эммаусский А.В. К вопросу о времени основания города Вятки (Кирова). – Киров, 2000. – С. 8.

[28] Эммаусский А.В. «Показание древности» – памятник истории древней Вятки. – С. 22; Низов В.В. 1) 22 сентября 1374 года – день основания Хлынова. – № 35. – С. 8; 2) Хлынов: рождение города. – С. 13.

[29] Низов В.В. 1) 22 сентября 1374 года – день основания Хлынова. – № 35. – С. 8; 2) Хлынов: рождение города. – С. 13.

[30] Низов В.В. 1) 22 сентября 1374 года – день основания Хлынова. – № 34. – С. 9; 2) Хлынов: рождение города. – С. 12.

[31] Низов В.В. Новгородские ушкуйники: мифы и действительность // История и культура Волго-Вятского края (к 90-летию Вятской ученой архивной комиссии). Тез. докл. и сообщ. к межрег. научн. конф. / Отв. ред. В.В. Низов. – Киров, 1994. – С. 14.

[32] Устюжский летописный свод (Архангелогородский летописец) / Подг. к печ. и ред. К.Н. Сербиной. – М.-Л., 1950. – С. 57; ПСРЛ. – Т. 37. – С. 34, 75, 105, 112.

[33] ПСРЛ. – Т. 37. – С. 130; Титов А.А. Летопись Великоустюжская. – С. 12–13.

[34] ПСРЛ. – Т. 37. – С. 130 (примеч. ц). В.В. Низов эту особенность не отметил. (Низов В.В. Хлынов: рождение города. – С. 10).

[35] См.: Сербина К.Н. Устюжское летописание XVIXVIII вв. – С. 106, 107.

[36] Эммаусский А.В. «Показание древности» – памятник истории древней Вятки. – С. 23.

[37] Макаров Л.Д. Типология и хронология древностей Хлынова. – С. 168.

[38] Низов В.В. 1) 22 сентября 1374 года – день основания Хлынова. – № 34. – С. 9; 2) Хлынов: рождение города. – С. 12.

[39] Рычков Н.П. Журнал или дневные записки… – С. 30.

[40] Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 1991. – Т. IIIII. – С. 51.

[41] Низов В.В. Епифаний Премудрый о Пермской земле // Христианизация Коми края и ее роль в развитии государственности и культуры (Сб. статей). В 2-х тт. – Сыктывкар, 1996. – Т. 1. – С. 192–193.



Hosted by uCoz