Опубликовано в: Вятский наблюдатель-2. – № 45. – Киров, 1997 (3 декабря). – С. 3.

 

 

«ПОВИНЕН   АЛЕКТРИЧЕСКОЙ   ПРОВОДКЕ…»

 

28 (15 cт. ст.) ноября исполняется 95 лет со времени принятия в 1902 году Вятской городской думой постановления об устройстве в городе электрического освещения. Для этого решили построить в Вятке электростанцию. Документы, рассказывающие о строительстве первой Вятской городской электрической станции и начале ее работы, хранятся в Государственном архиве Кировской области. Некоторые из них раскрывают одну из весьма интересных и неожиданных страниц истории станции.

Когда специальная комиссия, созданная из числа членов Вятской городской управы, провела организационные мероприятия, связанные с выбором необходимого оборудования станции, местом ее строительства, проектом здания, встал закономерный вопрос: кто непосредственно будет заниматься протяжкой электропроводов, установкой паровых котлов и машин и другого специального оборудования. Для этого требовался подготовленный персонал, знакомый с электротехникой и механикой. Подобные специалисты могли оказаться на промышленных предприятиях. Однако таковых (предприятий) к концу XIX века в Вятке существовало всего 26, и работало на них 539 человек. И это при 25-тысячном населении города. Поэтому, если специалисты и имелись, они уже были заняты на других немногочисленных предприятиях. Что же делать?

Помощь пришла, на первый взгляд, с неожиданной стороны. 2 апреля 1903 года вятскому городскому голове Якову Ивановичу Поскребышеву поступило заявление от запасного минно-машинного квартирмейстера Конона Егорова Мусихина, в котором он сообщает, что после флотской службы находится «внастоящее време без ваканции, а потому» просит принять его на электростанцию «на службу в качестве слесаря или по машинному делу». Через две с половиной недели, 19 апреля, поступило заявление от минно-машинного квартирмейстера Василья Дмитриева Гагарина с просьбой принять его «на службу в качестве машиниста», а во время строительства станции «для работ по проводке проводов электрического освещения или по установке машин». Через несколько дней поступило еще два заявления: 24 апреля «от состоящаго в запасе флота миннаго квартирмейстера Василья Пленкова», желающего «поступить по проводке электрическаго освещения», и 25 апреля от запасного минного квартирмейстера* Александра Филиппова Балезина, желающего «занять должность мантера». И, несколько позднее, 21 июля, поступило заявление от запасного минного квартирмейстера гвардейского экипажа, вятского крестьянина, проживающего в Перми, Афанасия Лобастова с желанием «поступить на должность по электрическому освещению и установке электрических приборов». Однако ему, как позднее подавшему заявление, в просьбе было отказано ввиду отсутствия вакансий.

Коллектив 1-й Вятской городской элтанции. Фото конца 1910-х – начала 1920-х гг.

Сидит 5-й справа К.Я. Муйшнек. За ним 3-й справа стоит К.Г. Мусихин.

Чем же объяснить столь высокую заинтересованность бывших военных моряков в получении работы именно на электростанции? Известно, что к концу XIX века военно-морской флот России претерпел значительные изменения, получил паровую тягу, новейшие по тем временам электромеханические приборы и вооружение. Для службы на таких кораблях требовался подготовленный, хорошо обученный экипаж. Обучение проводилось в специальных классах и учебных отрядах. В.С. Пикуль в романе «Три возраста Окини-сан» отмечал: «Минные офицерские классы были тогда передовой школой технического опыта, вобрав в себя все самое лучшее из русской и зарубежной науки». Не менее серьезную подготовку получал и рядовой состав флота. Так, вятский матрос 2-й статьи Алексей Александрович Шеромов, служивший минером в 1894–1899 годах, в своем дневнике, хранящемся сейчас в Кировском объединенном историко-литературном музее, писал, что в минном классе матросы изучали устройство сфероконических мин и мин Уайтхеда, электрическое освещение, грамматику, чтение, письмо. Учили их основательно, около полутора лет. По окончании курса – экзамены по всем предметам. Не случайно А.Ф. Балезин в своем заявлении отмечал, что обязанность монтера он может «исполнять самостоятельно как окончивший курс в учебно-минном отряде».

После учебных отрядов матросы применяли полученные знания на практике. «Если раньше матрос пребывал лишь в роли подчиненного, то теперь он становился как бы помощником офицеру, иногда сведущим в том, чего господин офицер не знал. На корабле, оснащенном механизмами, матрос и офицер становились зубьями одной и той же шестеренки», - писал Пикуль. Какие же обязанности исполняли матросы на кораблях? А.А. Шеромов в дневнике писал, что минерам приходилось заниматься зарядкой аккумуляторов, включением освещения, стоять вахты у динамо-машин. На канонерской лодке «Кореец» в хозяйстве Шеромова была динамо-машина, аккумуляторы, две станции, одна на заряжание аккумуляторов, другая, главная, на освещение, и звонковая проводка по всем частям.** А Балезин в своем заявлении указывал, что на флотской службе он состоял «главным заведующим лицем по освещению электричеством на эскадренном броненосце “Ослябя”». Так что совсем не случайно бывшие моряки-минеры стремились применить свои знания на строительстве и в работе электрической станции.

Однако не только на военно-морском флоте служили специалисты-электромеханики. Не отставал и речной торговый флот. Вятский краевед, знаток истории речного флота Е.В. Березин отмечает: «Технический прогресс в век пара и электричества доходил до Вятки не без помощи пароходов. На одном из них - «Ф. Булычеве» - жители губернского центра в начале 1890-х годов впервые увидели электрическое освещение». В заявлении упоминавшийся В. Пленков указывал свой адрес так: «Дача Тихона Филипповича Господина Булычева. Электросветителю Василью Пленкову», т.е. после службы на флоте он работал у известного вятского пароходовладельца Т.Ф. Булычева. Там же работал и еще один податель заявления в Вятскую городскую управу. Его заявление столь выразительно, что стоит, пожалуй, привести его целиком с сохранением орфографии и пунктуации: «Заявленье. Его высокому благородью господину Якову Ивановичу Поскребышеву. Заявляет крестьянин Вятской г. Орловскаго уезда Левинской волости Зубаревскаго обшества деревни Герасимовской Тимофей Федоров Чарушников, в том что желаю поступить нагородскую электрическу станцу в должность помошником машиниста. Я Чарушников, повинен, алектрической проводке, и слесарьней части и доставляю свою рекамендацию действительну, службу, нахожусь наслужбе надаче Тихона Филипова Булычева в должности машиниста, и электрическому освещенью».

Из всех имевших отношение к флоту подателей заявлений на электростанцию приняли первых трех: К.Е. Мусихина и В. Пленкова помощниками машиниста и В.Д. Гагарина машинистом. Больше не требовалось – станция была небольшая, ее обслуживало менее 30-ти человек персонала. Однако в начале 1904 года Мусихина и Гагарина вновь призвали на флот в связи с начавшейся русско-японской войной. На их места приняли других людей. По окончании войны они вернулись на станцию, но т.к. места были заняты, заведующий станцией электротехник Карл Яковлевич Муйшнек 10 января 1906 года просит Вятскую городскую управу «распределить получающийся излишек служащих по другим предприятиям города». Все же, очевидно, компромисс был найден, т.к. в документах электростанции за 1908 год Мусихин и Гагарин вновь упоминаются помощником машиниста и машинистом соответственно. Не покинул к этому времени станцию и Пленков.

Знания, полученные на флоте, не пропали даром. Мусихин, Пленков и Гагарин с успехом применяли их в своей работе на станции. Так, уже спустя более 20-ти лет после пуска станции, в 1925 году, газета «Вятская правда» в заметке «Герой труда» писала об одном из них: «Вятская городская электростанция имеет своего героя труда, Мусихина Конона Георгиевича… Тов. Мусихин все свои силы отдал на улучшение работы электростанции и поддержание ее в порядке и сохранности. Благодаря его заботам и опыту, электростанция, несмотря на изношенность машин, работает без перебоев». Таким образом, военно-морской флот России, сам того не ведая, оказал неоценимую услугу первой Вятской городской электростанции, подготовив первоклассных специалистов, которые отдали все свои знания и опыт делу электрификации Вятки-Кирова.

___________________________

* Квартирмейстер – младший унтер-офицерский чин в русском военно-морском флоте XVIII-XX вв.

** Выражаю благодарность Е.В. Березину за предоставленные сведения о дневнике А.А. Шеромова.



Hosted by uCoz