Опубликовано в: Финно-угры – славяне – тюрки: опыт взаимодействия (традиции и новации) / Сост. и общ. ред.: А.Е. Загребин, В.В. Пузанов. – Ижевск, 2009. – С. 416–428.

 

ПРОБЛЕМА ФАЛЬСИФИКАЦИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ ВЯТКИ

 

- 416 -

 

Распад СССР привёл в России к усилению локальной самоидентификации, формированию регионального самосознания[1]. Данный процесс име-

 

- 417 -

 

ет ряд положительных черт: развитие патриотизма, любви к своей малой родине, интереса к местной истории. Однако на этой волне возникли некоторые уродливые явления. Одно из них – фолк-хистори – совокупность псевдоисторических работ, основанных на отрицании или игнорировании твёрдо установленных наукой фактов[2].

Наиболее известные представители этого явления академик А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский не обошли своим вниманием и Вятку. Оказывается, «историческая» Вятка в XIV–XVI вв. находилась не там, где сейчас. Вяткой «называлась» обширная область в Испании и центральной Италии, а столицей этой страны был Ватикан. Но в XVII в. «романовские историки и картографы перетащили (на бумаге) эти названия в самые глухие места России, когда им потребовалось написать “правильную” историю средневековой Руси»[3]. Каждый, кто хоть немного знаком с вятской историей, знает, что реальная Вятка известна на своём настоящем месте под своим именем, по крайней мере, со второй половины XIV в. К сожалению, подобные псевдоисторики «творят» не только в центре, где мало знакомы с региональными особенностями, но и на местах: «В отдельных регионах выходят десятки псевдонаучных работ, в которых на полном серьёзе рассказывается о происхождении греков от татар, об изобретении колеса башкирами и постройке Трои чувашами»[4].

Не избежала этой участи и Вятка. С 1990-х гг. появились работы местных авторов (С.А. Плёнкин, А.В. Пономарёв, В.А. Сердитов, С.П. Серкин, В.А. Смирнов, С.В. Ухов, А.Г. Фокин, Е. Харин), которые с полным основанием можно отнести к жанру фолк-хистори[5]. Цель и причины написания таких работ откровенно сформулировал Харин: «Историю нашу надо разворошить как затхлое болото. Слишком много в ней накопилось мифов, вранья и заблуждений. Кроме того, пронырливые спецы во все века умаляли нашу былую славу, до сих пор растаскивают нашу историю по кускам. Поэтому очень своевременно набросать альтернативный вариант, рассмотреть

 

- 418 -

 

все мыслимые и немыслимые гипотезы»[6]. Автор термина «фолк-хистори» Д.М. Володихин[7] выделяет несколько её составных элементов, которые отмечаются и у вятских авторов.

Их работы отличает настрой на сенсационность, претензия на исключительность «исследования», глобальность, призыв к коренной ломке представлений о модели всемирной и отечественной истории. Уже названия их произведений отвечают этой характеристике. Плёнкин: «Андрей Рублёв родом из Слободского?»[8]. Пономарёв: «Герб Вятки – на пермском серебре?»[9]. Сердитов: «Один из древнейших городов Руси»[10] (о Котельниче. – А.М.). Серкин: «Тайны земли Вятской»[11]. Харин: «Неизвестная история Вятки»[12].

В самих работах заявляется следующее. Пономарёв: «Ни капитальной истории сельского хозяйства, ни крестьянской археологии вообще нет. Кто-нибудь из историков написал интересный капитальный труд “История ржи”? Или “Новгородская изба”? Никто»[13]. Серкин: «Автор достаточно убедительно опровергает устоявшиеся в обществе взгляды на древнюю историю заселения славянами Вятского края»[14]; «Важность и значение вновь выявленных фактов … заставляют автора … познакомить с ними тех читателей, которые стремятся познать настоящую историю Вятского края»[15]. Смирнов: «Это первая попытка в истории земли Вятской – выяснить причины возникновения ушкуйного движения… никто из историков прошлого и настоящего ещё не

 

- 419 -

 

анализировал событий, приведших к появлению земли Вятской»; «это ещё нигде не написано, и никто этому ещё не учит»[16]. Ухов: «Что мы имеем по истории XIV века и более древней? Практически ничего. Чистый лист. Вот на этом чистом листе и предстоит написать историю Вятки и всего северо-востока Европейской части России»[17]. Харин: «Странно, что находятся люди, которым не по нутру высказываемые здесь идеи. Вятская земля начинает осознавать себя, начинает вставать с колен многовекового унижения. Интересно, кому может не нравиться идея первородства Вятского казачества? Вместо пустоцвета ПСВ («Повесть о стране Вятской». – А.М.) о колонии неких набожных новгородцев – конкретный с учётом ВСЕХ имеющихся на сегодня фактов набросок нашей истории со всеми её сложностями»[18].

В некоторых работах присутствует нарочитая скандальная грубость изложения, апломб. Участник форума интернет-портала «Наша Вятка» Б.Г. Устинов (регистрационное имя borgheus) пишет, обращаясь ко мне: «ПСВ и всё, что из неё высосали – это и есть многовековая фальсификация нашей истории. Это уже давно ясно всем, кто хоть в чём-то разбирается. Изучайте её по буковке, работы ещё надолго хватит… А из любимого вами “Cказания о вятчанех” просто торчат Уши фальсификаторов 17 века. Только разбирать всё это нет желания, да и не в тему. Пишите по делу, если что есть сказать, не отвлекайте людей от работы, – здесь создают Новую Историю Вятки»[19]. Харин (регистрационное имя skygrad) с иронией: «Проповедовать о нашей истории должны исключительно патентованные лица – кандидаты и доктора, на худой конец специально обученные учителя. Краеведы-дьячки им лишь согласно подпевают. Всё чинно и пристойно. И вот среди этой идиллии появились нарушители спокойствия. Чего им надо? Куда лезут? Ведь известно же всем: кто контролирует прошлое – тот контролирует настоящее; а кто контролирует настоящее – контролирует будущее (будущие прибыли и спокойную старость на заграничных курортах)»[20].

Фолк-хисторикам свойственно стремление поразить читателя масштабами предполагаемых «подтасовок» и «сокрытия правды», нападки и «разоблачения» предполагаемого заговора традиционных историков и правительства. Плёнкин: «Умелое манипулирование датами, фактами, искажение действительных событий, а, порой, и полное их умолчание с целью идеализирования верховной власти привело к тому, что многое из того, что

 

- 420 -

 

происходило на земле Русской, и было отражено в летописях, либо пылится в архивах, либо уничтожено, либо дошло до настоящего времени в весьма искажённом виде»[21]. Серкин: «Страницы истории были когда-то переписаны и во многом, мягко го­воря, искажены… С приходом новой власти на Вятскую землю ею был сформирован комплексный под­ход по реконструкции исторических летописных обстоятельств заданного характера. По­добная акция была рассчитана на полное забвение первоначальной истории Вятской земли и утверждение её нового варианта как истины в сознании местного населения, светской власти и духовенства. История Вятки нужна была другая, чистая, насыщенная высокой ре­лигиозностью и духовностью первых поселенцев, с конкретной привязкой их к Великому Новгороду»; «В своё время была развёрнута обширная кампания, выражаясь современным языком PR-акция по распространению, мягко скажем, корректированных исторических источников»[22]. Устинов: «Придворные историки задним числом, как могут, выправляют её (историю. – А.М.) согласно последним указаниям партии и правительства. Получается “Краткий курс ВКПб”, “Повесть о стране Вятской” или учебник для средней школы. Многие верят, что там написано, или делают вид, что верят»[23]. Фокин: «По сей день ходят слухи, что Сталин, узнав, что какая-то Вятка в ровесницы набивается столице нашей Родины – Москве, распорядился устранить эту историческую несправедливость. Много “заказных” научных трудов появилось в то время. Историки сразу как бы доказали, а все как бы им поверили, что город наш был основан в 1457 году»[24]. Харин: «Новгород и особенно Вятка (…) – это вечный укор Москве и угнездившейся в ней бесчеловечной царской власти, раздавившей на Русской земле свободу и демократию. Поколениями ангажированных историков было сделано всё, чтобы скрыть это, оправдать тиранию и всеобщее рабство. Были переписаны летописи, фальсифицированы документы, искажены до полной противоположности факты, написаны тысячи лживых псевдоисторических книг. Да и нынешние историки не спешат тревожить скелеты в родном шкафу, пристраиваются к привычному ещё при царе горохе заданному курсу»[25]. Характерно, что практически все

 

- 421 -

 

эти утверждения не подкреплены никакими фактами. Никто не отрицает, что история – самая политизированная наука, и любая власть во все времена пыталась переписать её в выгодном для себя свете. Однако истинный учёный-историк даже в самом тенденциозном историческом источнике «должен искать такие случаи, когда источник “проговаривается” – сообщает известия, противоречащие основной тенденции»[26]. Конечно, были историки, обласканные властью, работавшие на «заказ»[27]. Но не надо забывать, сколько настоящих историков поплатилось за свои взгляды и убеждения карьерой, свободой и даже жизнью[28].

Фолк-хисторики постоянно обвиняют «противников» в том, что те не любят свою родину. Однако возникает вопрос – а любят ли свою родину-Вятку люди, пренебрежительно относящиеся к её культуре, называющие первый труд по её истории (ПСВ) мифом, байкой, вятской библией, фальсификатом, пустоцветом и даже вирусом (Серкин, Устинов, Ухов, Харин)?

Произведения-фальсификаты отличает тенденциозный отбор лишь тех подробностей, которые укладываются в изначально заданные автором рамки концепции; часть фактов при этом откровенно додумывается. Приведу лишь маленький пример. Убеждая читателей, что не Никулицын, а Подчуршинское городище было тем самым Болванским городком, который завоевали новгородцы (по ПСВ), Серкин утверждает буквально следующее: «На Никульчинском городище колодца не было, следов его старожилы не помнят. Археологи за всё время своих исследований его также не обнаружили». Поэтому данное городище не было приспособлено для длительной обороны[29]. Несколькими страницами ранее Серкин приводит описание Никульчинского городища из работы известного археолога А.А. Спицына, однако выпускает четыре небольших предложения и заканчивает цитату словами: «Быть может, Никулицкое городище есть место древнейшего Хлынова, первое русское поселение в Вятском крае»[30]. Удивительным образом буквально перед этими словами в оригинале у Спицына напечатано следующее предложение, опущенное Серкиным: «Близ церкви существует старый колодец»[31]. Поясню,

 

- 422 -

 

что церковь в Никульчино расположена непосредственно на городище. Закономерен вопрос: что это – случайная невнимательность или продуманный умысел? Думается, второе: как можно случайно пропустить текст, имеющий принципиальное значение для рассматриваемого вопроса, из середины абзаца? Справедливости ради необходимо отметить, что тенденциозным отбором сведений грешат и профессиональные историки. Эта проблема имеет давние корни. В 1918 г. А.Е. Пресняков предупреждал историков: «Ранняя история северо-восточной Руси стала в нашей историографии жертвой теоретического подхода к материалу, который обратил данные первоисточников в ряд иллюстраций готовой, не из них выведенной схемы»[32]. Однако фолк-хисторики пользуются таким методом систематически.

Некоторые из них пытаются сохранять «наукообразие» и декларировать цель именно научного опровержения устоявшихся традиционных представлений о предмете. Но практически все работы фолк-хисториков отличает дилетантизм, отсутствие научной критики источников, игнорирование или полное отрицание историографии. Например, Серкин и Харин в своих работах широко используют сведения так называемой булгарской летописи «Джагфар Тарихы» (ДТ), которая почти всеми специалистами признаётся фальсификатом, составленным во второй половине XX в.[33] Серкин пытается провести сравнительный анализ известий ДТ и русских летописей. При этом он использует не научные издания русских летописей (ПСРЛ), а «Свод летописных известий о Вятском крае», составленный А.А. Спицыным в 1883 г., когда многие летописи (в том числе ранние) ещё не были известны или были не опубликованы. Вот главный вывод, который делает Серкин из этого сопоставления: «Доверия заслуживает только булгарская летопись. В ней всё обстоятельно расписано… Кратко пишут только тогда, когда нечего писать или боятся сообщить лишнее слово, которое может открыть скрываемую

 

- 423 -

 

тайну»[34]. Как можно реагировать на такой «анализ»? Он не имеет никакого отношения к научному сравнительно-текстологическому анализу.

Историография того или иного вопроса псевдоисториками или полностью игнорируется или из неё выбирается только то, что соответствует заранее заданному «шаблону». Зачастую объясняется это следующим образом: «Понять нашу региональную историю без пересмотра всей истории России невозможно. Книгам, выпущенным с 1930 (почему именно с этого года, непонятно? – А.М.) до 1990 г. верить вообще нельзя. Остальным – через одну. Реальная история России ещё не написана. Мифы и политика и нагромождения Лжи» (Устинов)[35]. Однако реальная причина такого отрицания более чем банальна – фолк-хисторики просто не знают историографию, многие из них пользуются только той литературой, которую «добывают» из Интернета или из научно-популярных журналов («Вокруг света», «Наука и жизнь» и т.п.), да и этим пользуются очень непрофессионально. Утверждение об исключительности и сенсационности их работ основано в первую очередь на таком незнании литературы вопроса и присущ дилетантам, впервые открывающим для себя этот вопрос.

У многих фолк-хисториков существует некий комплекс неполноценности, униженности. Они вопреки всем историческим источникам пытаются возвеличить, возвысить малую родину, чаще всего путём удревнения даты основания своего населённого пункта. Фокин: «Великий Устюг – 1207 год, Вологда – 1147 год, Москва – 1147 год, Суздаль – 1024 год, Владимир – 1108 год, Псков – 903 год, Новгород – 859 год. Дата основания Вятки, узаконенная Советской властью, на этом фоне выглядит неправдоподобно и унизительно – 1374 год»[36]. Харин: «Большинство вятских историков и краеведов проживают в областном центре и, естественно, ангажированы местной властью, и во все времена всячески в угоду ей поощряют ни на чём не основанные околоисторические выдумки. В частности, в солидном, почти академическом учебнике “Вятский край” под редакцией профессора Бердинских В.А.[37] основанию Хлынова посвящена большая многословная глава, а всем остальным вятским городам – гораздо меньшая по размеру главка»[38]. Долгое время некоторые котельничские краеведы, в том числе Сердитов[39], пытались доказать, что упоминаемый в летописях в 1143–1169 гг. киевский

 

- 424 -

 

город Котельнич – это и есть вятский Котельнич, и даже устроили грандиозный юбилей города, его 850-летие[40]. Попытки историков А.В. Эммаусского, Л.Д. Макарова, В.В. Низова доказать абсурдность данного утверждения долго не приводили ни к какому результату[41]. В настоящее время в Слободском сложилась целая группа единомышленников ура-патриотов (Плёнкин, Серкин, Харин и др.), которые любыми способами пытаются доказать, что их город – самый древний на Вятской земле. При этом в ход идут любые методы. Например, Плёнкин в одном из сборников опубликовал статью, которая в содержании мелким шрифтом названа как «Город Слободской – старинное поселение русских на Вятской земле»[42], а в самой публикации крупным шрифтом названа не иначе, как «Город Слободской – старейшее русское поселение на Вятской земле»[43]. Произошло изменение одного слова – а какой разный смысл. Что это, если не подлог, не фальсификация?

К сожалению, приходится констатировать, что и официальные учёные иногда отличаются беспринципностью. Так, публикатор ДТ Ф. Г.-Х. Нурутдинов называет татарского этнографа Д.М. Исхакова среди скептиков, отрицающих достоверность этого рукописного «памятника»[44]. Однако в отзыве на книгу Серкина сам Исхаков почему-то «забывает», что автор очень широко использует для доказательства своей правоты как раз этот самый фальсификат, и пишет буквально следующее: «Сергей Серкин использовал в работе все доступные и возможные способы объясне­ния, чтобы любой вдумчивый читатель, интересующийся историей своего края, смог уви­деть, понять и отличить, какие источники сообщают о действительно происходивших со­бытиях в прошлом, а какие о вымышленных, возведённых в мифы»[45]. В книге Серкина однозначно к числу первых источников относится ДТ, к числу вторых – ПСВ. Такая «забывчивость» казанского этнографа вполне объяснима. Исхаков отмечает: «Автор данной работы достаточно убедительно доказал с помощью разноплановых аргументов, что: Вятская земля в период раннего средневековья являлась булгарской провин­цией Нукрат (Нохрат); после разгрома Булгарии войсками хана Батыя Вятская земля вхо­дила в состав Кашанского княжества – улуса Золотой Орды; позднее представляла из себя административно-территориальную единицу Казанского ханства»[46]. Ещё бы, этот опус Серкина полностью отвечает

 

- 425 -

 

имперским амбициям Исхакова, в самом выгодном для татаристов свете показывая «завоевания» Булгарского царства и его наследника Казанского ханства. Националистический уклон – это также составляющая фолк-хистори, причём, одна из наиболее опасных: «Если мы будем исходить из ложного понимания патриотизма и заниматься поисками вымышленных царств, которым якобы уже несколько десятков тысяч лет, то придём к одному из вариантов тоталитаризма. … Это форма поддержки или выражения самых консервативных этнических черт и политических режимов»[47].

После общей характеристики этих псевдоисторических работ возникает закономерный вопрос – что делать, и надо ли вообще что-то делать? Вопрос этот уже неоднократно поднимался и обсуждался многими российскими учёными[48]. Некоторые из них считают, что лучше вообще не обращать внимания на это явление, тогда оно само собой сойдёт на «нет». Вероятно, так думают и вятские историки-профессионалы, практически никак не реагирующие на данное явление[49]. Однако прошло уже около 20-ти лет со времени появления фолк-хистори, а активность её не только не прекращается, но наоборот усиливается, особенно на местах. Если бы дело касалось только отношений между традиционными историками и фолк-хисториками, тогда можно было бы и не реагировать, несмотря на, порой, обидные выпады последних, которые на самом деле жалки и смешны. Профессионал понимает, насколько абсурдны и ненаучны теории, выдвигаемые фолк-хисториками. Но молчание профессионалов побуждает дилетантов к действию и часто приводит их в ряды фолк-хисториков. Один из участников форума «Наша Вятка» сообщает, что вынужден черпать «исторические сведения исключительно путём самообразования, но ведь профессиональные историки (а также языковеды, этнографы) почему-то молчат»[50]. Работы фолк-хисториков в

 

- 426 -

 

первую очередь влияют на формирование сознания неискушённого, неподготовленного читателя, привлекают его внимание как раз теми составными элементами своих работ, о которых говорилось выше. Очень опасно влияние псевдоисториков на подрастающее поколение, некоторые из их произведений уже рекомендуются в качестве учебных пособий. Вот что пишет кандидат экономических наук А. Узлова о книге Серкина: «Эта книга, на мой взгляд, будет являться незаменимым учебным пособием для студентов высших и средних учебных заведений гуманитарного образования, для учащихся средних школ, а также основой для разработки методических пособий, используемых в на­чальных школах»[51].

Поэтому реагировать на появление псевдоисторических работ, безусловно, необходимо. Но не для того, чтобы убедить самих фолк-хисториков в ошибочности их взглядов, а для того, чтобы уберечь от них других[52]. Каким образом? Этот вопрос обсуждался неоднократно. Среди методов реагирования назывались следующие: согласованные действия наиболее значительных научных учреждений, формирование мощных органов связи со СМИ и общественностью при данных учреждениях, создание новых учебных пособий для средней школы и вузов, издание книг по российской и всемирной истории, лишённых догматизма, надуманных схем и выполненных в хорошей литературной форме[53].

На мой взгляд, одним из наиболее действенных методов является популяризация научного знания[54] – публикации популярных брошюр, книг, выступление с лекциями в культурно-просветительных учреждениях, на телевидении. Хорошим примером такой популяризации является деятельность Вятской епархии РПЦ, особенно в лице её секретаря протоиерея А.Г. Балыбердина. Его усилиями массовым тиражом был опубликован перевод на современный русский язык «Повести о стране Вятской»[55] с бесплатной раздачей этого издания учителям истории всех кировских школ, организовано проведение популярных лекций в Кировской областной библиотеке им.

 

- 427 -

 

А.И. Герцена (выступления моё и Л.Д. Макарова)[56], проведение конкурса «Вятский летописец» на знание местной истории среди учеников кировских школ[57] и т.п. Недавно Рабочая группа по изучению общественного мнения по вопросу о возвращении г. Кирову его исторического названия в своём Решении вынесла ряд предложений, два из которых подтверждают важность популяризации исторических знаний: «Рекомендовать соответствующим органам государственной власти Кировской области и органам местного самоуправления организовать системное изучение жителями области и прежде всего детьми и молодежью всех периодов истории родного края, уделить особое внимание краеведческому  и гражданско-патриотическому воспитанию; Рекомендовать средствам массовой информации способствовать краеведческому просвещению и воспитанию жителей области, формированию настоящих патриотов Отечества»[58]. Надеюсь, данные рекомендации найдут понимание и поддержку в органах местной власти и в СМИ.

В последние годы всё возрастающую роль играет Интернет, особенно среди молодёжи, т.е. среди той аудитории, которой должно быть уделено наибольшее внимание. Именно это средство общения активно используют фолк-хисторики. Вот что пишет, например, Харин: «В 21 веке шило истины в Интернет-мешке уже не утаишь. Монополия официальных историков уходит в прошлое, у массы людей появляется новое средство получения и обмена информации, что способствует распространению идей и появлению новых исторических представлений»[59]. К сожалению, порой им помогают в этом официальные сайты государственных и муниципальных учреждений: до недавнего времени большая часть книги Серкина была выложена на официальном сайте Кировской областной библиотеки им. А.И. Герцена

 

- 428 -

 

в разделе «Рекомендуем к просмотру»[60], а Плёнкин постоянно использует сайт Слободской городской библиотеки им. А. Грина[61] в качестве площадки для пропаганды своих идей. Поэтому официальным историкам необходимо гораздо шире использовать возможности этого современного средства общения. Не секрет, что материалы научных исторических конференций выходят мизерными тиражами, поэтому после «бумажной» публикации было бы очень полезно публиковать их в Интернете, причём таким образом, чтобы их легко можно было найти любой поисковой системой. Кроме таких официальных Интернет-публикаций очень действенным представляется непосредственное участие учёных-историков в различных исторических Интернет-форумах, чатах и т.п. К сожалению, пока такой вид общения вятских профессиональных историков с Интернет-пользователями, желающими глубже узнать свою местную историю, практически отсутствует.

Таким образом, фальсификация средневековой истории Вятки существует, имеется проблема влияния фолк-хистори на местную аудиторию. Однако хочется надеяться, что названные здесь некоторые пути противодействия позволят если не ликвидировать это влияние полностью, то хотя бы до некоторой степени ослабить его, чтобы фальсификаторы вроде Харина не могли в будущем сказать, что «история Вятки – огромное Белое Пятно»[62].



Примечания

[1] Туровский Р. Региональная идентичность в современной России // Российское общество: становление демократических ценностей? / Под ред. М. Макфола и А. Рябова. – М., 1999. – С. 87–136: Осипова Н. Вятский провинциальный текст в культурном контексте (к вопросу о вятской самоидентификации) // Бинокль. – Киров, 2002. – № 16 (февраль).

[2] Фолк-хистори // Википедия: Свободная энциклопедия. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BB%D0%BA-%D1%85%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8 (дата обращения: 05.08.2009).

[3] Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология Руси, Англии и Рима. – М., 2001. – URL: http://www.chronologia.org/rusangl/13-18.doc (дата обращения: 06.08.2009).

[4] Леонов А., Белый М. Докопаться до корней: Национальные республики России увлеклись сочинением мифов и легенд о собственной истории // Новые известия. – Ульяновск, 2007. – 17 июля. – URL: http://www.newizv.ru/print/72923 (дата обращения: 06.08.2009).

[5] Я не ставлю своей целью подробный разбор всех работ вятских фолк-хисториков. Будут приведены отдельные примеры, подтверждающие принадлежность авторов к данному явлению.

[6] Вятка – родина казачества // Вятский форум «Наша Вятка». – Киров, 2009. – 11 апреля. – URL: http://www.nashavyatka.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=2428&start=0 (дата обращения: 09.08.2009).

[7] Володихин Д.М. Феномен фольк-хистори // Мифы «новой хронологии». Материалы конф. на ист. фак. МГУ 21 декабря 1999 г. / Под ред. В.Л. Янина. – М., 2001. – С. 177–189.

[8] Владимирова Е. Андрей Рублёв родом из Слободского? Кировский краевед рассказал «Комсомолке» о сенсационной гипотезе. Интервью с С.А. Плёнкиным // Комсомольская правда. – 2006. – 18 июля. – С. 11.

[9] Пономарёв А.В. Герб Вятки – на пермском серебре? // Герценка: Вятские записки: [науч.-поп. альм.]. – Киров, 2008. – Вып. 13. – С. 149.

[10] Сердитов В.А. Один из древнейших городов Руси // Просёлки: лит.-краевед. альм. – Котельнич, 1992. – № 9. – С. 17.

[11] Серкин С.П. 1) Тайны земли Вятской: предания, мифы, гипотезы и реальность Подчуршинского городища. – Киров, 2008; 2) Тайны земли Вятской в этнографических и географических картах. – Киров, 2009.

[12] Харин Е. История страны Вятской. – Слободской, 2008. – Ч. I. Неизвестная история Вятки. – URL: http://skygrad.narod.ru/texts/skvoz_veka1.htm (дата обращения: 09.08.2009).

[13] Пономарёв А.В., Овчинникова В.И. Водка, вотка, рожь, изба… // Герценка: Вятские записки. – Вып. 13. – С. 149.

[14] Серкин С.П. Тайны земли Вятской: предания, мифы, гипотезы… – С. 2.

[15] Серкин С.П. Тайны земли Вятской в этнографических и географических картах. – С. 1.

[16] Смирнов В. Начало Вятки // Вятский наблюдатель. – Киров, 1997. – 25 июня (№ 49).

[17] Ухов С.В. История Вятки как часть этнической истории Восточной Европы. – Киров, 2006. – Машинопись. – С. 7. – URL: http://www.hrono.ru/statii/2006/vyatka_uhov.html (дата обращения: 09.08.2009).

[18] Вятка – родина казачества // Вятский форум «Наша Вятка». – Киров, 2009. – 19 июля. - URL: http://www.nashavyatka.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=2428&st=0&sk=t&sd=a&start=80 (дата обращения: 09.08.2009).

[19] Вятка – родина казачества // Вятский форум «Наша Вятка». – Киров, 2009. – 16 июля. – URL: http://www.nashavyatka.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=2428&st=0&sk=t&sd=a&start=80 (дата обращения: 09.08.2009).

[20] Вятка – родина казачества // Вятский форум «Наша Вятка». – Киров, 2009. – 25 июля. – URL: http://www.nashavyatka.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=2428&st=0&sk=t&sd=a&start=100 (дата обращения: 09.08.2009).

[21] Плёнкин С.А. Город Слободской – старинное поселение русских на Вятской земле // Сб. материалов конф., посвящ. междунар. дню охраны памятников и исторических мест: науч.-поп. сб. / отв. ред. Е.П. Зотова. – Слободской, 2008. – С. 10.

[22] Серкин С.П. Тайны земли Вятской: предания, мифы, гипотезы… – С. 49–50, 58, 73

[23] Вятка – родина казачества // Вятский форум «Наша Вятка». – Киров, 2009. – 17 июля. – URL: http://www.nashavyatka.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=2428&st=0&sk=t&sd=a&start=80 (дата обращения: 09.08.2009).

[24] Фокин А.Г. Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, преданья и легенды. – Киров, 2000. – С. 43.

[25] Харин Е. История страны Вятской. – Слободской, 2008. – Ч. VI. Хлынов и крёстные ходы. – URL: http://skygrad.narod.ru/texts/khlinov.htm (дата обращения: 09.08.2009).

[26] Лурье Я.С. Россия древняя и Россия новая (Избранное). – СПб., 1997. – С. 27.

[27] См., например: Мусихин А.Л. Вопрос об основании города Кирова в работах А.В. Эммаусского // Петряевские чтения, 2005: материалы науч. конф. Киров, 24–25 февраля 2005 г. – Киров, 2005. – С. 120–130.

[28] См., например: Лурье Я.С. Предисловие // Приселков М.Д. История русского летописания XIXV вв. – СПб., 1996. – С. 10–15; Бердинских В.А. Вятские историки. Ремесло историка в России. – Киров, 2007. – С. 151–159.

[29] Серкин С.П. Тайны земли Вятской: предания, мифы, гипотезы… – С. 64, 67.

[30] Там же. – С. 55–56.

[31] Спицын А.А. Приуральский край. Археологические разыскания о древнейших обитателях Вятской губернии // Материалы по археологии Восточных губерний России, собранные и изданные императорским Московским археологическим обществом на высочайше дарованные средства / под. ред. Д.Н. Анучина. – М., 1893. – Т. 1. – С. 179.

[32] Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. – М., 1997. – С. 11.

[33] Ахметзянов М. Турусы на колёсах // Идель. – Казань, 1993. – № 5. – URL: http://tatarica.yuldash.com/history/article65 (дата обращения: 08.10.2009); Измайлов И.Л. Незаконнорожденные дети господ журналистов, или о навязчивом шумеро-булгаризаторстве истории татар // Звезда Поволжья. – Казань, 2003. – №№ 17–21 (апрель–май). – URL: http://www.tataroved.ru/publication/npop/9 (дата обращения: 08.10.2009); Шамильоглу Ю. «Джагфар Тарихы». Как изобреталось булгарское самосознание // Родина. – М., 2007. – № 8. – С. 44–48. – URL: http://i-r-p.ru/page/stream-exchange/index-15005.html (дата обращения: 08.10.2009); Саначин С. Письмо Саначина // Звезда Поволжья. – Казань, 2008. – 17–23 апреля (№ 15). – URL: http://tatpolit.ru/category/zvezda/2008-06-06/803 (дата обращения: 08.10.2009).

[34] Серкин С.П. Тайны земли Вятской: предания, мифы, гипотезы… – С. 149.

[35] Вятка – родина казачества // Вятский форум «Наша Вятка». – Киров, 2009. – 8 августа. – URL: http://www.nashavyatka.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=2428&st=0&sk=t&sd=a&start=120 (дата обращения: 09.08.2009).

[36] Фокин А.Г. Вятка: золото и алмазы… – С. 46.

[37] Имеется в виду следующее издание: Вятский край с древности до наших дней: кн. по истории края / Отв. ред. В.А. Бердинских. – Киров, 2006.

[38] Харин Е. История страны Вятской. – Ч. VI. – URL: http://skygrad.narod.ru/texts/khlinov.htm (дата обращения: 09.08.2009).

[39] Сердитов В.А. 1) Один из древнейших городов Руси. – С. 17–22; 2) Бысть буря велика… // Просёлки. – Котельнич, 1994. – № 16. – С. 30–33.

[40] Котельнич: Годы и люди. – Котельнич, 1993. – С. 3–4, 9.

[41] См.: Низов В.В. Летописи о вятском городе Котельниче // Шведы и Русский Север: историко-культурные связи (к 210-летию Александра Лаврентьевича Витберга). Материалы Междунар. науч. симп. / Отв. ред. В.В.Низов. – Киров, 1997. – С. 354–361.

[42] Сб. материалов конф., посвящ. междунар. дню охраны памятников и исторических мест: науч.-поп. сб. / отв. ред. Е.П. Зотова. – Слободской, 2008. – С. 3.

[43] Плёнкин С.А. Город Слободской – старинное поселение… – С. 10.

[44] Бахши Иман. Джагфар тарихы (История Джагфара). – Оренбург, 1997. – Т. 3.

[45] Серкин С.П. Тайны земли Вятской: предания, мифы, гипотезы… – С. 5.

[46] Там же.

[47] Абдуманапов Р. Асылбек Бисенбаев: «Сенсации, как правило, недолговечны. А наука история остается»: интервью с А.К. Бисенбаевым // Eurasica. Евразийский исторический сервер. – 2004. – URL: http://www.eurasica.ru/articles/point/intervyu_s_ak_bisenbaevym/ (дата обращения: 30.09.2009).

[48] Мифы и реальность в истории. Протокол заседания Бюро Отделения истории РАН от 22.04.99 // Бегунов Ю.К. Русская история против «новой хронологии». – С. 158–166; Янин В.Л. Открытия не произошло // Мифы «новой хронологии». – С. 4–7; Володихин Д.М. Феномен фольк-хистори. – С. 188 (примеч. 3).

[49] Исключение составляет только уже упомянутая критика попыток удревнения истории Котельнича, отдельных небольших вопросов, затронутых в статьях Смирнова (Низов В.В. Ушкуйник Афанасий Никитин // Герценка: Вятские записки: [науч.-поп. альм.]. – Киров, 2002. – Вып. 3. – С. 72; Мусихин А.Л. Вятка и водка // Герценка: Вятские записки: [науч.-поп. альм.]. – Киров, 2005. – Вып. 9. – С. 95–96.) и мои небольшие замечания на рецензию Ухова (Замечания редакции // Ухов С.В. «Повесть о стране Вятской» - великое духовно-мифическое произведение XVIII века // Герценка: Вятские записки: [науч.-поп. альм.]. – Киров, 2007. – Вып. 11. – С. 231.).

[50] Водно-волоковые пути на Вятке // Вятский форум «Наша Вятка». – Киров, 2009. – 16 июня. – URL: http://www.nashavyatka.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=2484&st=0&sk=t&sd=a (дата обращения: 09.08.2009).

[51] Серкин С.П. Тайны земли Вятской: предания, мифы, гипотезы… – С. 7.

[52] И.Л. Измайлов приводит очень верное высказывание из «Кабус-намэ»: «Уберечь всех от невежды легче, чем его самого от него же самого». (Измайлов И.Л. Незаконнорожденные дети господ журналистов…).

[53] Володихин Д.М. Феномен фольк-хистори. – С. 187; Мифы и реальность в истории… – С. 166.

[54] См.: Формозов А.А. Из книги «Человек и наука» (не публиковавшиеся очерки) // Формозов А.А. Статьи разных лет / Сост. С.П. Щавелёв. – Курск, 2008. – С. 94–102.

[55] Повесть о стране Вятской / Сост. и пер. свящ. Александра Балыбердина. – Вятка, 2006. См.: Созинова Н. Другая история Вятки // Вятский край. – Киров, 2006. – № 205 (8 ноября). – С. 4. – URL: http://www.vk-smi.ru/2006/nov06/vknov060503.htm (дата обращения: 22.10.2009).

[56] Мусихин А.Л. «Повесть о стране Вятской» в свете новых исследований и открытий. Источниковедческий аспект (открытая лекция 24.10.2006, г. Киров) // Герценка: Вятские записки: [науч.-поп. альм.]. – Киров, 2007. – Вып. 12. – С. 65–79; Чураков Д. Открытая лекция Мусихина А.Л. // Вятский епархиальный вестник. – Киров, 2006. – № 10. – С. 8; Аркадьева Н. Научный поиск Алексея Мусихина // Вятский край. – Киров, 2006. – № 213–214 (21 ноября).– С. 6. – URL: http://www.vk-smi.ru/2006/nov06/vknov061403.htm (дата обращения: 22.10.2009); Созинова Н. К новым открытиям. Почему на Вятке мечтают найти берестяную грамоту? // Вятский край. – Киров, 2007. – 3, 4 апреля. – URL: http://www.vk-smi.ru/2007/2007_04/vk_07_4_01_03.htm (дата обращения: 22.10.2009), http://www.vk-smi.ru/2007/2007_04/vk_07_4_02_05.htm (дата обращения: 22.10.2009).

[57] Конкурс на знание вятской истории // ГТРК «Вятка». – Киров, 2006. – 26 декабря. – URL: http://www.gtrk-vyatka.ru/2006/12/26/konkurs_na_znanie_vjatskojj_istorii.html (дата обращения: 22.10.2009).

[58] Решение рабочей группы по изучению общественного мнения по вопросу о возвращении городу Кирову его исторического названия // Официальный сайт Правительства Кировской области. – Киров, 2009. – 29 июня. – URL: http://www.ako.kirov.ru/region/reshenie.php (дата обращения: 22.10.2009).

[59] Харин Е. История страны Вятской. – Ч. VI. – URL: http://skygrad.narod.ru/texts/khlinov.htm (дата обращения: 09.08.2009).

[62] Вятка – родина казачества // Вятский форум «Наша Вятка». – Киров, 2009. – 6 октября. – URL: http://www.nashavyatka.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=2428&start=180 (дата обращения: 22.10.2009).



Hosted by uCoz