Опубликовано
в: Вятский епархиальный вестник. – № 9. – 1999. – С.
4.
ПОСТРОИЛИ НИЖЕГОРОДЦЫ
Во второй половине XVIII в. на
Вятке начинается интенсивное каменное строительство. Дело было дорогостоящее,
поэтому чаще и больше всего возводили здания государственных учреждений и
церковные постройки, деньги на которые собирали «всем миром» по несколько лет.
Своих мастеров каменного дела на Вятке не хватало, в то время как спрос на них
возрастал. Поэтому приходилось обращаться к помощи мастеров из соседних
местностей. Так, большой известностью и популярностью у вятчан
второй половины XVIII в. пользовалась семья великоустюжских мастеров Горынцевых. Не остались без дел и другие соседи вятчан – нижегородцы.
Иван Красильников
С начала XVII в. славились по всей России мастера каменных дел из с. Вершилова Балахнинского уезда
Нижегородской губернии. Тамошние крестьяне возвели для своего владельца князя
Д.М. Пожарского дворец и ансамбль из двух многошатровых
храмов. Строительный опыт вершиловцы передавали от
отца к сыну. Одной из строительных династий являлась семья Красильниковых. К
1784 г. мастера Андрей и Филипп Красильниковы выполняли крупные подрядные
работы в Казани, а их брат Иван обязался выстроить своей артелью в Вятке два каменных
здания Присутственных мест.
Инициатива их возведения принадлежала нижегородскому генерал-губернатору
А.А. Ступишину, в подчинение которого с 1780 г. вошло Вятское наместничество.
Первоначальный проект зданий выполнил нижегородский губернский архитектор Я.А.
Ананьин. Им же в 1782 г. была составлена смета на строение в Вятке кирпичных
заводов для заготовки строительного материала «как можно сходнее
для казны». Первоначальная топографическая съемка местности под застройку
производилась нижегородским землемером Казимирским.
Уже заготовили все необходимые материалы, но после ухода Ступишина в отставку в
1783 г. работы были приостановлены. Они возобновились в 1786 г. с назначением в
Вятку губернским архитектором Ф.М. Рослякова. Он
составил новый проект зданий. Была произведена корректировка топографической
съемки и, наконец, с 1787 по 1790 гг. Иван Красильников выполнил кирпичную
кладку.
И еще одна
работа этого крепостного крестьянина князя В.А. Урусова известна на Вятской
земле – колокольня Троицкой церкви с. Екатерина Котельнического уезда. В
1790 г. ее по проекту Ф.М. Рослякова начал возводить
устюжский мастер Данила Горынцев, но в 1792 г., не
достроив, сбежал. В 1794 г. ее и взялся доделывать Красильников.
Осенью 1796 г. колокольня была наконец возведена
«во всей исправности и прочности».
Большой вклад в дело церковного строительства на Вятке в первой половине
XIX в. внес своими работами нижегородский крепостной того же князя В.А. Урусова
мастер каменных дел Ф.Г. Тюрин, крестьянин Нижегородской губернии Балахнинского уезда д. Гумнищенской
(И.В. Берова называет его «одним из лучших на
Вятке каменщиков того времени»).
Первой из известных работ Федора Гавриловича стала определяющая
сегодняшний облик Успенского собора мужского Трифонова монастыря перестройка
(по предписанию вятского епископа Гедеона) паперти и
северного и южного входов (портиков) в храм. Портики были выстроены в 1808 г.
по проекту губернского архитектора М.П. Кисельникова
«сообразно Кафедральному собору», а паперть с двухэтажными палатками на
западном фасаде – в 1809 г. по чертежам советника губернского правления А.И.
Шестакова.
В 1808 г. с Ф.Г. Тюриным также был заключен контракт на кладку в
Преображенском женском монастыре каменной колокольни Спасо-Преображенской
церкви. Работы по ее возведению были завершены в 1809 г.
С 1812 по 1814 гг. мастер выполняет кладку каменной Петропавловской
церкви и колокольни в с. Балезино
Глазовского уезда.
Его крупной работой стала перестройка по чертежам А.И. Шестакова в
1816-1818 гг. трапезной и колокольни Царево-Константиновской
церкви в г. Вятке. Дело предстояло трудное, Ф.Г. Тюрин
обязывался, «где новая стена будет примыкать к стене старой холодной церкви,
там везде… вделываться в старую стену так, чтоб выходило в перевязь», а «окошки
теплой церкви обложить тескою точно так же, как то сделано у холодной, равно
над ними бровки, под кровлей карниз и над цоколем пояс», а при
строительстве колокольни следовать «фасадам архитекторским».
Опытный мастер успешно выполнил свои обязательства.
Одновременно 31 января 1816 г. с Ф.Г. Тюриным и его бригадой заключили
договор на кладку холодного храма в с. Лопьял Уржумского уезда церковнослужители и церковный староста Богоявленской
церкви. К августу 1819 г. строительство было завершено, и 6 сентября храм
освятили во имя Святой Троицы. С этого времени церковь в Лопьяле
стала называться Троицкой.
В марте 1821 г. с Федором Гавриловичем был заключен
договор на кладку вокруг Покровской церкви в с. Вожгалы
Вятского уезда каменной ограды с железной решеткой.
В 1823 г. мастер в стиле позднего классицизма строит
в Слободском по проекту архитектора И.Д. Дюссар де Невиля 66-метровую колокольню Благовещенского собора,
которая и сейчас украшает центральную площадь города.
В том же году он ведет кладку колокольни (также в стиле позднего
классицизма) в с. Ильинском Нолинского уезда по образцу «звонницы» с. Ижевского Яранского уезда.
В 1832 г. Вятская Духовная Консистория разрешает жителям с. Рябово Вятского уезда возвести при храме
Иоанна Предтечи каменную колокольню, причем за образец духовные власти
предложили взять ту же колокольню села Ижевского. Однако причт церкви решил
строить ее по «плану Глазовской округи села Верхокосинского», выполненному губернским архитектором
Н.А. Андреевским. Заключили договор с мастером Ф.Г. Тюриным. Он обязался
возвести колокольню и переход от нее к храму с «некоторыми прибавлениями …
лучшим образом и прочную». Работы предстояло начать в мае и закончить
«вчерне» в августе 1832 г. Архитектурно-художественное оформление нижних ярусов
колокольни, согласно веяниям времени, мастер вновь выполнил в стиле позднего
классицизма. За исполнение договорных обязательств он получил 4700 рублей.
13 апреля
1833 г. Консистория разрешила строить каменную колокольню Троицкой церкви с. Лопьял по плану Царево-Константиновской
церкви г. Вятки. 21 мая того же года с мастером Ф.Г. Тюриным прихожане
заключают договор на кладку. Для мастера, ранее возводившего принятую за
образец колокольню, работы были знакомы и не представляли трудностей. В конце
июня 1833 г. бригада приступила к работе, а в декабре 1834 г. каменная
колокольня была выведена «против плана» по первому ярусу.
В том же
1833 г. Ф.Г. Тюрина приглашают на кладку в с. Вожгалы
нового большого холодного Покровского храма. 29 апреля он получил его план,
утвержденный вятским епископом Иоанникием. 24 июля
1838 г. кладка была завершена, а 4 октября мастер свою работу губернскому
архитектору А.Е. Тимофееву и вожгальскому протоиерею
Андрею Шерстенникову.
Последней работой Ф.Г. Тюрина в Вятке (совместно с другим нижегородцем –
И.П. Смирновым) стал Александро-Невский собор
(1839–1864 гг.).
И еще раз фамилия известного мастера встречается на Вятской земле. С 1873
по 1879 гг. на строительстве церкви Казанской иконы Божией
Матери в с. Жерновые Горы
работала артель местных каменщиков во главе с Тюриным. Скорее всего, это кто-то
из потомков Федора Гавриловича. Кстати, иконы в иконостасе церкви были написаны
нижегородским живописцем Салабановым, мастерство
которого отмечали современники.
Добрую память о себе оставил на Вятской земле упомянутый выше
нижегородский мастер каменных дел крепостной крестьянин И.П. Смирнов.
Его деятельность на Вятке известна с 1818 г. Тогда Иван Павлович возвел
вокруг Преображенского женского монастыря каменную ограду.
Большие работы были проведены им и по реконструкции зданий Успенского
Трифонова монастыря. В 1825 г. И.П. Смирнов пробивает четыре окна в цокольной
части Успенского собора, где под южным крыльцом разместилась кузница, а
кладовая заняла небольшое помещение под алтарем. В 1827 г. уже известный на
Вятке мастер выполняет каменные работы по реконструкции настоятельских палат.
Была убрана деревянная светелка над верхним рундуком парадного крыльца, пробиты
новые окна, двери, растесан богатый кирпичный декор, место тесовой крыши заняло
железное покрытие. На следующий год И.П. Смирнов занимается реконструкцией Трехсвятительской церкви монастыря. С западного фасада
храма он устраивает «с колоннами и фронтонами рундук», закладывает
старый дверной проем, пробивает новые двери и два окна с северной стороны «с
прочею мелочею около стен той… поправкою».
Вятчане до сих пор могут видеть одну из
лучших работ мастера. В 1838-1840 гг. он поставил
великолепную чугунную решетку для ограды Александровского сада (парк им.
Степана Халтурина) работы умельцев Белохолуницкого
завода и выстроил портал (ограда и портал были выполнены по проекту А.Л. Витберга). Довольный сделанной работой, архитектор,
пишет А.Г. Тинский, «без колебаний предложит»
И.П. Смирнову «принять на себя и постройку Александро-Невского
собора». Она стала поистине звездным часом нижегородского мастера.
Вклад нижегородца Я.А. Ананьина в архитектурно-строительное дело на Вятке
невелик, но он был первым вятским губернским архитектором.
Яков Ананьевич родился в Санкт-Петербурге в
1740 г. в семье каменщика. Ребенком был зачислен в Контору от строения царских
дворцов и садов, обучался в команде зодчего В.В. Растрелли. В 1755 г.
участвовал в возведении Зимнего дворца. Растрелли охарактеризовал его «как в
рисовании чертежей, так и на практике достаточно знающим». В 1764 г. Я.А.
Ананьин возводит по проекту А.Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламота здание Академии художеств. С 1771 г.
работает в Ораниенбауме и в Москве. С 1773 г. возводит по проектам И.Е. Старова в Богородицке и Бобриках
под Тулой дворцы-усадьбы князя Бобринского. В то же время по личному требованию
П.А. Демидова Я.А. Ананьин был привлечен к строительству обширного здания
Воспитательного дома, а позднее выстроил для заводчика усадьбу в с. Быковке.
В сентябре 1779 г. Яков Ананьевич становится
первым нижегородским губернским архитектором, сделав множество различных работ,
значение которых трудно переоценить. Им выполнена перепланировка Нижнего
Новгорода и городского кремля, планировка уездных городов. По его проектам
выстроены административные здания Присутственных мест (1782-1785),
вице-губернаторский дом-дворец (1786-1788), банковская контора (1786), два
корпуса гарнизонных казарм, гостиный двор (1780-1784), множество жилых домов.
Благодаря Я.А. Ананьину сохранились и были капитально отремонтированы стены и
башни кремля. Архитектор разработал образцовые фасады деревянных на каменных
«погребах» с мезонинами домов, а также верстового столба для трактов. Многое
сделано им в части нижегородского церковного строительства: произведен ремонт
Благовещенского собора одноименного монастыря (1780-1785), возведено здание
келейного корпуса в той же обители (1780-1786); выполнен проект церкви во имя Всех Святых (Петропавловская) в Нижнем Новгороде (1780);
отремонтированы башни и стены ограды Печерского монастыря (1783), разработаны
проекты дома епископа Дамаскина (1784) и
архиерейского дома с Крестовой церковью (1785) на территории Иоанновского монастыря; сделан ремонт здания
Спасо-Преображенского кремлевского собора (1784-1789).
В сентябре 1780 г. Вятское наместничество вошло в состав Нижегородского
генерал-губернаторства, и Я.А. Ананьин по мере сил и возможностей берет на себя
функции направления архитектурно-строительных преобразований на Вятской земле.
Как уже говорилось, в том же году он создает первоначальный проект корпусов
Присутственных мест, в 1782 г. прикидывает смету на строительство кирпичных
заводов в Вятке. В 1780 г. Я.А. Ананьин составил проект деревянного дворца «для
приезда генерал-губернатора» и определил место его постройки (в начале
нынешней улицы Коммунистической). В 1781 г. здание было возведено, но уже через
год разрушилось в результате халатности подрядчика – слободского купца Михаила Платунова. Генерал-губернатор ни разу не побывал в этом
дворце, и вскоре (после 1799 г.) он был разобран.
Находясь в Вятке «при строении наместнического дому» (дворца
генерал-губернатора), Яков Ананьевич внес некоторую
лепту и в местное церковное строительство. Вятские духовные
власти повелели причтам и прихожанам сел Кумены и Суна «когда в показанные села оной архитектор (Я.А.
Ананьин. – А. М.) приедет, то ему … церквей повреждения показать, и онаго учтивым образом о
исправлении просить наставления, или плана». Побывав в Суне, Я.А. Ананьин
порекомендовал «над старым каменным строением зделать
колокольню, которой по приезде в Хлынов
даст он архитектор план и фасад».
С мая 1782 г. Яков Ананьевич стал по
совместительству первым вятским губернским архитектором и занимал эту
должность, пока Вятка входила в Нижегородское генерал-губернаторство. Тяжелая,
интенсивная работа подорвала здоровье зодчего. В 1794 г. он стал проситься на «пенсион»,
но лишь в 1797 г., сдав все дела, смог переехать в с. Никольское под Торжком к
известному архитектору Н.А. Львову, чтобы обучать крестьян глинобитному
строению. После смерти последнего в 1803 г. Я.А. Ананьин завершил строительство
колокольни Борисоглебского монастыря в Торжке. Дальнейшая его судьба
неизвестна.
* * *
Как видим, нижегородцы в конце XVIII – первой половине XIX вв. внесли
немалый вклад в дело церковного и гражданского строительства на Вятской земле.
И это на примере только четырех наиболее известных представителей столь
благородной профессии! А сколько других, безвестных мастеров-каменщиков
трудилось в тех же бригадах Красильникова, Тюрина, Смирнова!
Впрочем, не оставались в долгу и вятчане. Так,
на строительство Нижегородской ярмарки (1817-1822) подрядчик Михаил Фролов
доставил из Вятки артель каменщиков и резчиков по белому камню. И это, конечно,
не единственный пример. Однако вятские мастера на Нижегородчине
– это уже другая история.