Опубликовано в: Вятский епархиальный вестник. – № 1. – Киров, 1995. – С. 6.

 

 

«НАД   ЧЕПЦЕЮ   НА   ВОЛЧЬЕ»

 

Село Волчье (Волчевское, Волчье-Троицкое) расположено «над рекою над Чепцею» в семидесяти километрах от г. Кирова в Зуевском районе на землях Семушинского сельсовета.

В дозорной книге 1615 года вятского воеводы князя Ф.А. Звенигородского, хранящейся в Российском Государственном архиве древних актов в Москве, есть запись: «Погост над рекою над Чепцею на Волчье стал внове после дозору Василия Овцына. А на погосте церковь теплая с трапезою Живоначальные Троицы». Известно, что дозор Василия Овцына происходил в 1595 году. Поэтому теперь нам становится известной примерная дата основания села Волчье и Троицкой церкви – между 1595 и 1615 годами. В приходе церкви числилось тогда 24 деревни и починка. Этот древний документ донес до нас и имена первых известных нам священнослужителей Троицкой церкви: поп Павел Иванов, дьячек Филка Вахромеев, пономарь Ивашка Гаврилов и проскурня Парасица. На церковной земле жили шесть бобылей, «пашни за ними нет, питаютца они от церкви Божьи, а дают они к церкве Божьей Живоначалной Троицы на темян, и на ладан, и на церковное строение с кельи по пять алтын».

В переписи А. Толочанова 1629 года упоминается «погост … на Вольчье, а на погосте церковь теплая с трапезою Живоначальныя Троицы, а в церкве Божие Милосердие образы и книги, и колокола, и всякое строение мирское». В приходе церкви числится 33 тяглых деревни и починка.

Приход постепенно расширяется, и «лета 7151 (1643) года мая в 15 день» патриаршим десятильником Савином Петровичем Боровитиновым по просьбе церковного старосты Тренки Григорьева сына Козлова и прихожан выдана «память на Волчье Троецкому попу Луке» с разрешением «построить на том Троецком погосте вново теплую другую (деревянную) церковь новую во имя Покрова Святые Богородицы». До нас дошло имя одного из строителей этой церкви. В челобитной преосвященному Ионе от 21 ноября 1695 года о переводе в пономари церкви Живоначальныя Троицы на Волчье просвиряк Пыжинского стана Николаевского погоста Дорофей Борисов сын Агафонов указывает: «А на том погосте на Волчье та Троицкая церковь прежняя строения было деда моего покойнаго Нефеда».

Село и церковь значатся и в переписи Караулова 1654 года. Тогда в церкви служили поп Митрофан да поп Федор Шиляевы с церковно-причетниками. Видимо, в конце XVII века была построена новая Троицкая деревянная церковь с приделом в честь св. Василия Великого, которую указом Вятской Духовной Консистории от 25 февраля 1763 года за № 270 по ветхости разрешено разобрать.

В 1735 году в г. Хлынове организуют Славяно-Латинскую школу, для обучения в которой требуют выслать детей духовенства со всей епархии. Но, по словам игумена Мисаила Сеземова, «в здешних местах учение в таком было призрении, что ни над кем не любили столько смеяться, как над "учеными", и никто ничего столько не презирал, как учения школьнаго», поэтому священнослужители не хотели посылать своих детей в Хлыновскую школу. Тогда Вятская семинарская контора посылает по епархии рассыльщиков для высылки детей церковно-и-священнослужителей в Хлынов. Рассыльщики Петр Чешуин и Дорофей Перфильев, посланные 16 ноября 1742 года для «сыску» в Воздвиженский заказ, докладывают в семинарскую контору учителю Михаилу Евстафиевичу Финицкому: «В той высылке явились нам ослушны, а именно: … села Волчевского Троицкой церкви поп Евфимий Ардашев сына своего Петра да внука Михаила Евдокимова сына; дьячек Григорий Шиляев детей своих Алексея, Сисоя; дьячек же Тихон Ардашев сына Якова … в Хлынов, для объявления на смотр в Семинарской Канторе…» М.Е. Финицкий  дает «определение»: «За … ослушниками … послать … нарочных, которым велеть привесть тех скованных в колодках за провожатыми … и … допросить обстоятельно без упущения и доложить немедленно».

Не известно, как наказали ослушников, но в 1750 году при Троицкой церкви села Волчевского числятся: поп Евфимий Фролов сын Ардашев, поп Михаил Григорьев сын Ардашев, дьякон Евдоким Евфимиев сын Ардашев, дьячек Григорей Шиляев и пономарь Петр Евфимиев сын Ардашев.

Не ведали священнослужители Ардашевы, «упрямством своим» противясь обучению своих детей, что пройдет полтора века, и их потомок Николай Николаевич Ардашев (1862–1923) окончит Московский университет и станет впоследствии известным историком-архивистом. Долгое время проработает он в Московском архиве Министерства юстиции, где выполнит много архивных трудов, а в 1907 году станет одним из создателей Московского археологического института и его профессором.

В 1740 году в селе приступают к строительству первого каменного холодного Троицкого храма и колокольни. В 1749 году строят теплый придел к церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм освящают 29 сентября 1749 года. В его ограде хоронили прихожан. В Государственном архиве Кировской области сохранились почти все метрические книги и исповедные росписи Троицкой церкви начиная с 1749 года. В 1750 году в приходе церкви числятся 257 дворов, прихожан мужского пола 1019, женского – 849 человек.

В 1769 году член Слободского духовного правления протоиерей Тимофей, ревизовавший села Слободского и Глазовского уездов, отмечает: в «селе Волчевском, Троицкой церкви, в придельной Покровской церкви иконостаса и пономарских дверей нет; подсвечники носимые – деревянные, образы св. Николая и Екатерины резные; сундука к ризнице нет».

В 1861 году ломают теплый придел и рядом начинают строить новый каменный храм. В 1863 году заканчивается его строительство. 12 октября 1869 года освящают средний престол в честь Пресвятой Троицы, в 1872 году – правый (южный) в честь св. Василия Великого и в 1875 году – левый (северный) в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В это время в селе числится 5 дворов, число жителей: мужчин – 18, женщин – 8 человек, церковь православная одна, торжков два.

В 1890 году старую каменную церковь превращают в кладбищенскую усыпальницу.

В 1912 году в Троицкой церкви села Волчевского причта по штату положено: 2 священника, диакон, 2 псаломщика; квартиры для причта казенные; земли: усадебной 2, пахотной 30, сенокосной 3 десятины; братский денежный доход: по общей кружке священнику 408 р. 40 к., диакону 272 р. 26 к., псаломщику 136 р. 13 к., по частной кружке священнику 178 р. 20 к., диакону 118 р. 80 к., псаломщику 59 р. 40 к.; прихожан: православных русских 2846 мужского, 2981 женского пола; приход состоит из 69 селений расстоянием от 1 до 12 верст… За 150 лет население прихода увеличилось более, чем в три раза.

Сохранилось изображение и довольно подробное описание этой церкви в 1912 году:

«Окна храма продолговатые в два света; наличники у них кирпичные в виде полуколонок. Алтарь пятигранный. Стены первоначальные (кроме западной, где был придел) выложены из продолговатого (весом 14 ф.) кирпича, середина засыпана бутом и залита известковым раствором. Снаружи стены испещрены орнаментом из зубцов и полукружий; на углах поставлены полуколонки; по середине церкви обведен пояс. Глава одна. Иконостас пятиярусный; иконы в нем старого письма и первоначальные: Спасителя, великомученика Георгия, пророка Илии (храмовые) и Всех Святых; все они в старинных серебряных окладах с венцами. Колокольня каменная, пятиярусная, современная церкви. Из колоколов замечательны два с надписями: 1692 г. (литый мастером Иваном Михайловым) и 1651 г. В церкви хранится деревянный восьмиконечный крест, обложенный серебром, с датой о построении храма. Есть воздухи с крестами, вышитыми цветными камнями, и старинная плащаница».

Еще в церкви существовал архив церковных документов, среди которых были и такие древние, как «Память» 1643 года. Где сейчас все эти православные святыни?!

В Государственном архиве Кировской области хранятся документы, которые с большой наглядностью показывают отношения между новой советской властью и церковью. Первый из них – договор о приемке церковного имущества и инвентаря от 27 июля 1919 года. Представители советской власти передавали национализированное имущество церкви в пользование религиозной общине села Волче-Троицкого. Религиозная община обязывалась хранить и беречь его как доверенное ей народное достояние, производить ремонт, отвечать за его целость и сохранность и т.п. «В случае обнаружения злоупотреблений и растрат немедленно сдать имущество Совету Р и Кр (рабочих и крестьянских. – А.М.) депутатов по первому его требованию». Каменный двухэтажный дом, занимаемый «служителями культа», переходит в ведение волостного Совета. На первом этаже временно разрешалось поселить двух псаломщиков, но «по первой … надобности религиозное общество обязано таковое (помещение. – А.М.) очистить и предоставить все здание в распоряжение волостного Совета». Вот в таких категоричных выражениях составлен договор. Интересно отметить, что из девятнадцати подписавших договор членов религиозной общины семеро были неграмотны. За них «по доверию и личной просьбе» расписался Федор Осипов Наговицын.

Второй документ представляет собой опись церковного имущества, составленную 24 ноября 1924 года. В ней записано все – от зданий церкви до самых мельчайших вещей. Начинающие советские бюрократы были очень исполнительны. В описи указаны даже негодные дьяконские и священнические ризы, покрова, сломанные иконы и разбитые колокола. Из описи узнаем, что в церкви имелось 146 богослужебных книг, 320 книг различного содержания и 126 церковных документов – целая сельская библиотека.

Составленная 15 марта 1926 года вторая опись церковного имущества полностью повторяет предыдущую. Комиссия, проверявшая наличие имущества, зафиксировала в акте недостачу одного предмета – ветхой губки для обтирания сосудов. Из этой описи узнаем, что старая церковь, построенная в 1740 году, в 1926 году еще не была сломана и использовалась как кладбищенская усыпальница.

24 ноября 1924 года были составлены еще два документа – список членов исполнительного органа церковно-приходского совета и список служителей культа села Волче-Троицкого. В церковно-приходском совете записано 15 человек – крестьян из близлежащих деревень. Председатель совета – Козьма Федосов Мусихин, товарищ председателя – Тимофей Николаев Наговицын. В церкви служили священники Василий Николаевич Ильинский, Вячеслав Николаевич Орлов, дьякон Павел Иванович Кошкин, псаломщик Алексей Васильевич Денисов.

В архиве сохранился еще один интересный документ – письмо в Вятский губернский административный отдел. Приведу его полностью с сохранением орфографии подлинника:

«Волче-Троицкий церковно приходский совет посит вас дат разрешение на открытие обшаго церковно приходскаго собрания пред полагаюшагося быт на 15 марта 1925 г. по бывше разрешоной повеске. У нас было разшено собрание и 4-е января 25 г. но собрание не состоялось Так по этому просим разрешит внов. 7 / II 25 г.»

Вот так уже в первой четверти XX века писали деревенские грамотеи. А председатель совета Козьма Мусихин с большим трудом смог подписать это письмо так – Косма Мухи.

Письмо было передано на заключение в Губотдел ОГПУ с грифом «секретно», и 13 февраля 1925 года наложена резолюция – разрешить.

При советской власти в селе открывают начальную школу, преобразованную позднее в 8-летнюю общеобразовательную, организуют Волчье-Троицкий сельсовет. В 1926 году в селе существует 6 крестьянских и 11 прочих (священнослужителей) хозяйств, населения: 25 мужчин, 35 женщин.

Дом инвалидов в с. Волчье. Лето 1994 г.

 

В конце 20-х годов сломали старую (1740 г.) церковь и колокольню. В 1938 году закрывают вторую каменную церковь, сбрасывают колокола, ломают все надстройки. В здании церкви расположилась школа трактористов. А в 1958 году переоборудуют помещение церкви, делают к ней пристрой и размещают в ней дом инвалидов, существующий и поныне. К сожалению, сейчас нельзя представить внешний вид церкви после ее постройки, изображения не сохранилось. Если кто-то из читателей располагает фотографией Волчье-Троицкой церкви, построенной в 1863 году, большая просьба выслать в адрес редакции для снятия копии (возврат гарантируется).

Сейчас старинное село приходит в запустение и небрежение – закрыта школа (некого учить), ближайшая церковь находится в г. Зуевке (в 28 км). В селе почти никого не осталось, только старики да убогие, волею судьбы и людей вынужденные жить в святом храме.



Hosted by uCoz