Опубликовано в: Вятский епархиальный вестник. – № 3. – Киров, 1996. – С. 6.

 

 

НЕИЗВЕСТНЫЕ   ДОКУМЕНТЫ

 

Не так давно в Государственном архиве Кировской области (ГАКО) мне посчастливилось найти «Летопись по Троицкой церкви села Волчевскаго Вятскаго уезда», составленную в 1896 году. Неизвестный автор включил в ее состав документы XVII–XVIII веков, связанные с историей Троицкого храма в селе Волчье Зуевского района, о котором подробно писалось в 1-м номере  «Вятского епархиального вестника» за 1995 год.

Из текстов XVII столетия, касающихся Волчье-Троицкой церкви (кроме писцовых и переписных книг), ранее была известна только «Память» патриаршего десятильника С.П. Боровитинова «на Волчье попу Луке о строении на Волчье погосте церкви Покрова Богородицы 7151 (1643) года мая 15». В 1907 году она была обнародована А.С. Верещагиным по копии А.А. Спицына в 3-м выпуске «Трудов Вятской ученой архивной комиссии» (ТВУАК).

В большом (400 наименований) собрании храмозданных грамот и указов на построение вятских церквей в период с 1598 по 1860 годы, опубликованных В.И. Шабалиным в «ТВУАК» (1914 г., вып. 2–3, отд. 2), нет ни одного документа с упоминанием церкви в селе Волчье. Поэтому, самым ценным свидетельством по отношению к ней и является текст храмозданной грамоты 1643 года, переписанной с более древнего оригинала автором найденной мною в ГАКО «Летописи»екст этот гласит:

«Божиею милостию се аз смиренный великий Господин Святейший Иосиф Патриарх Московский и всея Руссии. Били нам челом с Вятки Хлыновскаго уезда Чепецкой волости Троицкаго прихода с Волчья церковной староста Юрька Денисов сын Головизнин с прихожаны а сказали церковь де у них (церковное богомолье ...) старая теплая с трапезою во имя Пресвятые и Живоначальные Троицы и на праздник бывает народу утеснение а другие летние церкви нет ныне де прихожане обещались воздвигнуть вновь теплую церковь с трапезою побольше старые во имя Покрова Пресв. Богородицы да в пределе Василия Кесарийскаго и нам бы их помиловать благословить велют бы им на тот новый храм и на предел лес ронить … и из прежней бы теплой церкви Пресв. и Живоначальныя Троицы велют из трапезы печь выломать и стены трапезные переправить или вытесать для летние службы чтобы народу утеснения не было. И аз смиренный великий Господин святейший Иосиф Патриарх Московский и всея Руссии старосту Юрька Денисова с прихожаны пожаловал благословил велел им на тот новый храм и на предел лес ронить и в том лесу на Вятке в Хлыновском уезде в Чепецкой волости в Троицком приходе на Волчьи воздвигнуть вновь храм во имя Покрова Пресв. Богородицы да в пределе Василия Кесарийскаго а как тот новый храм и предел совершится и на тот новый храм и на предел велеть им и Антиминс дать и осветить по правилам Святых Апостол и Святых Отец попу с дьяконом а царские двери были бы не на … оном брусу а из прежния теплыя церкви велел из трапезы печь выломати и стены трапезные починить или вытесать. Писана на Москве лета 7181 (должно быть 7151, ошибка автора «Летописи». – А.М.) апреля в 30 день /печать была красная но обломана/» (ГАКО, ф. 384, оп. 1, д. 10, орфография и пунктуация сохранены).

Из «Летописи» видно, что в церкви находился еще один документ, относящийся к данному событию. О нем сообщается: «Того же (1643 – А.М.) года октября написана порушная запись с Давыдом Назаровым Чертищевым срубить храм во имя Покрова Пресв. Богородици да Св. Василия Кесарийскаго о две службы против (т.е. по образцу) Ильинскаго храма, что в том же Чепецком стану, за сто пятьдесят пять рублей».

В церковном архиве находились также две порушные записи XVII века на построение колокольни (в «Летописи» их текст, к сожалению, не приведен). О первой сказано: «Порушная данная Троицкому церковному старосте Михаилу Ходыреву по Бажен Павлов сын Потапов в том, чтобы сделать колокольню подле Троицкой церкви на четырех столбах а с паперти сделать переход с перилами и покрыть тесом, порушная писана … Троицким церковным дьячком Павликом Ивановым Кибардиным 7168 (1660 – А.М.) г. июня 30 дня». В «Летописи» говорится также о еще одной «порушной записи данной Троицкому церковному старосте Тихону Анисимову по Андрее Иванове срубить ему на Троицком погосте колокольню круглую от земли одинадцати сажен печатных запись писал Павлик Иванов Кибардин 7185 (1677 – А.М.) г. марта 25-го дня».

Процитированные документы по каким-то причинам выпали из поля зрения вятских историков конца минувшего – начала нынешнего столетий. Даже В.И. Шабалин в своем известном рукописном труде «Настольная книга о церквях и духовенстве Вятской епархии» (ГАКО, ф. 1404, оп. 1, д. 5), составленном в 1909–1911 годах, ничего о них не говорит.

Неизвестной оставалась и благословенная грамота, выданная в 1740 году преосвященнейшим Вениамином на строительство в селе Волчевском первой каменной церкви. Автор «Летописи» приводит такой ее текст:

«Нынешняго 1740 года августа 3-го дня били челом нам Архиерею Вятския нашея Епархии Хлыновскаго уезда Чепецкаго стана села Волчевскаго Троицкой церкви поп Вукол да выборной Григорей Филиппов сын Катаев с приходскими людьми, а в челобитной их написано имеется в том Волчевском селе означенная Троицкая церковь деревянная которая весьма обветшала и священнослужение отправлять в ней весьма опасно, ныне желают вместо той деревянной церкви из сборных казенных денег построить каменную церковь во имя Живоначальныя Троицы с пределом во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, а без указу нашего и без получения Храмозданной грамоты строить опасно и просили о том резолюции нашей. Преосвященный Вениамин Божиею милостию Епископ Вятский и Великопермский слушав того челобитных указал и своею Архиерейскою властною рукою на той челобитной подписал дать храмозданную грамоту и по нашему Архиерейскому благословению в том Волчевском селе вместо деревянной каменную церковь с пределом строить а верх бы у той церкви был не шатровой и алтари круглые и из церкви в алтари построить по три двери царские, северные южные и Святыя иконы поставить по чину, и как та церковь с пределом со всяким украшением построится, и ко освящению изготовится и тогда нашему Преосвященству бить челом, и мы на освящение тоя новопостроенныя церкви укажем дать из Хлынова освященныя Антиминсы и тое церковь по правилам Святых Апостол и Богоносных Отец освятить кому мы укажем. Написана сия храмозданная грамота при нашем Архиерейском доме, лета 1740 августа, дня. У сей грамоты Его Преосвященства благословенная печать пошлин двадцать пять копеек».

Благодаря автору «Летописи» (видимо, служившему в Волчье-Троицкой церкви), до нас дошло содержание интереснейших, скорее всего, погибших, документов по истории одного из древних вятских сел. Они доносят до нас сведения о деталях внешнего и внутреннего устройства деревянной, а затем каменной церкви и колокольни в Волчьем, имена церковнослужителей и старост храма.

Содержание «Летописи», созданной ровно 100 лет назад, еще предстоит подробно исследовать и обобщить. Пусть данная публикация явится скромной данью памяти безвестного летописца.



Hosted by uCoz